Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Первый из династии героев

Александр Шаталов: железнодорожная легенда и охранитель Ленинграда

31 августа 2021
Александр Борисович Шаталов с сыном Владимиром, 1945 год

Нынешним летом очередную потерю понёс полк героев нашего Отечества: на 94-м году ушёл из жизни старейший в мире космонавт, первопроходец орбитальных стыковок – Владимир Александрович Шаталов. Увы, наши ведущие средства массовой информации не уделили должного внимания этому печальному событию, не отдали должное дважды Герою Советского Союза, безукоризненному лётчику, давно вписавшему своё имя в историю страны. А ведь он начинал трудовой путь в годы Великой Отечественной под руководством отца – заслуженного железнодорожника, Александра Борисовича Шаталова (1890-1970). Вообще, трудно найти другую семью с такими заслугами перед страной: отец – защитник города на Неве, строитель стальных магистралей, Герой Социалистического Труда, сын – лётчик-космонавт, трижды побывавший на орбите.

Шаталов-старший родился в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии, в деревне Сукмановке. Тянулся к технике, с юности понимал её нрав, потому ещё во время Гражданской войны и поступил в красноармейскую школу авиационных механиков. А потом, прослужив несколько лет в авиационном отряде, связал жизнь с железной дорогой – стал телеграфистом паровозного депо станции Златоуст на Южном Урале. Окончив курсы машинистов, начал водить поезда. В середине тридцатых переехал в Ленинград, успешно окончил факультет радио и связи Института инженеров железнодорожного транспорта и с 1939 года служил там, где звучала канонада. Сначала занимался снабжением Красной армии во время Советско-финляндской войны. Александр Шаталов сам сформировал поезд из нескольких вагонов со средствами сигнализации и связи, с ремонтными мастерскими. А с первого дня Великой Отечественной был начальником «Связьрема-1» – всё того же ремонтновосстановительного поезда, приписанного к станции Мурманские ворота под Ленинградом, неподалёку от Волхова. Фронт пришёл туда уже летом 1941 года – и Шаталову в те дни помогал в работе тринадцатилетний сын Владимир.

vosstanovlenie450.jpg
Восстановление железнодорожного полотна


Бригада поезда не только перевозила военные грузы, но и возводила гатчинские оборонительные укрепления, защищавшие блокадный город. Шаталовский экипаж участвовал в прокладке свайно-ледовой дороги на линии Мга-Волховстрой, строительстве железнодорожной переправы по льду Ладожского озера и эстакады через Неву в районе Шлиссельбурга. Потом, после прорыва блокады, в январе 1943 года, настанет время строительства трассы, которую позже назовут Дорогой Победы. Снова счёт шёл на часы и минуты, а прокладывать ветку приходилось на передовой, в двух шагах от немецких позиций.

«Связьрем-1» Шаталова скоростными методами провёл и оборудовал на этом пути линию связи. В те дни невозможно было ограничить работу узкой специализацией, поэтому железнодорожники – от чернорабочего до инженера – помогали строителям в прокладке магистрального полотна. Трудиться приходилось не только в двадцатиградусный мороз, но и под взрывами, узкий коридор, отвоёванный у гитлеровцев, простреливался насквозь. Тем не менее появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с Большой землёй, снабжение города уже не зависело от капризов Ладожского озера. Если бы не та дорога – Красной армии гораздо труднее было бы разгромить гитлеровцев под Ленинградом, освободить Новгород и 27 января полностью снять блокаду.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Александр Шаталов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Для железнодорожников это была высшая награда. И весь коллектив гордился тем, что Шаталова удостоили Золотой Звезды. В историю блокадного города его фамилия вписана навсегда. Была у Александра Борисовича и ещё одна награда – медаль За оборону Ленинграда».

Поезд Шаталова впоследствии дошёл до Берлина, обеспечивая надёжную связь между фронтом и тылом, восстанавливая линии связи – нередко под обстрелом. До последнего дня войны Александр Борисович брал на себя ответственность за всё: и за связь, и за ремонтные работы, и за обеспечение охраны... Случались ранения и контузии, снаряды разрывались рядом, однако Александр Шаталов оставался в строю и отпраздновал День Победы несломленный и живой. Вместе с товарищами, совершавшими чудеса все 1418 дней и ночей войны.

После войны Шаталову предлагали сосредоточиться на руководящей работе, но железнодорожник предпочёл отказаться от должности в комфортабельном кабинете. Он возглавлял строительно-монтажный поезд № 861 – ведущее предприятие в своей области, на котором трудились и фронтовые товарищи Шаталова. Те, кто выжил. И снова пришлось работать в чрезвычайном режиме, восстанавливать то, что разрушила война, от Германии до родного Ленинграда. Шаталовский поезд в послевоенные годы сотни раз объездил все железнодорожные линии Донбасса – важнейшего индустриального центра страны, который не пощадила война. И шахтёрский край за несколько лет преодолел разруху – во многом благодаря железнодорожникам. Восстановление отечественной промышленности, да и вообще – жизни – после Великой Отечественной – давно признанное экономическое чудо. А такие трудяги (иначе не скажешь!), как Александр Шаталов, ежедневно выполняли свои обязанности, не считаясь с ранениями и лишениями.

brigada450.jpg
Бригада поезда «Связьрем-1»
ИЗ АРХИВА РЖД

Через несколько лет перед отраслью встала новая важнейшая задача – электрификация железных дорог в нефтяном краю: в Азербайджане, на Апшеронском полуострове. Поезд Шаталова направили именно туда. На берегах Каспия прошли последние годы его трудовой жизни. А выйдя на пенсию, он жил в подмосковном Звёздном городке вместе с сыном.

Настанет день – и там, где трудился и сражался Шаталов-старший, будет стоять памятник герою-железнодорожнику. Он остаётся легендой Октябрьской железной дороги – защитник Ленинграда и безупречный профессионал Александр Борисович Шаталов.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS