Нынешним летом очередную потерю понёс полк героев нашего Отечества: на 94-м году ушёл из жизни старейший в мире космонавт, первопроходец орбитальных стыковок – Владимир Александрович Шаталов. Увы, наши ведущие средства массовой информации не уделили должного внимания этому печальному событию, не отдали должное дважды Герою Советского Союза, безукоризненному лётчику, давно вписавшему своё имя в историю страны. А ведь он начинал трудовой путь в годы Великой Отечественной под руководством отца – заслуженного железнодорожника, Александра Борисовича Шаталова (1890-1970). Вообще, трудно найти другую семью с такими заслугами перед страной: отец – защитник города на Неве, строитель стальных магистралей, Герой Социалистического Труда, сын – лётчик-космонавт, трижды побывавший на орбите.
Шаталов-старший родился в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии, в деревне Сукмановке. Тянулся к технике, с юности понимал её нрав, потому ещё во время Гражданской войны и поступил в красноармейскую школу авиационных механиков. А потом, прослужив несколько лет в авиационном отряде, связал жизнь с железной дорогой – стал телеграфистом паровозного депо станции Златоуст на Южном Урале. Окончив курсы машинистов, начал водить поезда. В середине тридцатых переехал в Ленинград, успешно окончил факультет радио и связи Института инженеров железнодорожного транспорта и с 1939 года служил там, где звучала канонада. Сначала занимался снабжением Красной армии во время Советско-финляндской войны. Александр Шаталов сам сформировал поезд из нескольких вагонов со средствами сигнализации и связи, с ремонтными мастерскими. А с первого дня Великой Отечественной был начальником «Связьрема-1» – всё того же ремонтновосстановительного поезда, приписанного к станции Мурманские ворота под Ленинградом, неподалёку от Волхова. Фронт пришёл туда уже летом 1941 года – и Шаталову в те дни помогал в работе тринадцатилетний сын Владимир.
Бригада поезда не только перевозила военные грузы, но и возводила гатчинские оборонительные укрепления, защищавшие блокадный город. Шаталовский экипаж участвовал в прокладке свайно-ледовой дороги на линии Мга-Волховстрой, строительстве железнодорожной переправы по льду Ладожского озера и эстакады через Неву в районе Шлиссельбурга. Потом, после прорыва блокады, в январе 1943 года, настанет время строительства трассы, которую позже назовут Дорогой Победы. Снова счёт шёл на часы и минуты, а прокладывать ветку приходилось на передовой, в двух шагах от немецких позиций.
«Связьрем-1» Шаталова скоростными методами провёл и оборудовал на этом пути линию связи. В те дни невозможно было ограничить работу узкой специализацией, поэтому железнодорожники – от чернорабочего до инженера – помогали строителям в прокладке магистрального полотна. Трудиться приходилось не только в двадцатиградусный мороз, но и под взрывами, узкий коридор, отвоёванный у гитлеровцев, простреливался насквозь. Тем не менее появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с Большой землёй, снабжение города уже не зависело от капризов Ладожского озера. Если бы не та дорога – Красной армии гораздо труднее было бы разгромить гитлеровцев под Ленинградом, освободить Новгород и 27 января полностью снять блокаду.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Александр Шаталов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Для железнодорожников это была высшая награда. И весь коллектив гордился тем, что Шаталова удостоили Золотой Звезды. В историю блокадного города его фамилия вписана навсегда. Была у Александра Борисовича и ещё одна награда – медаль За оборону Ленинграда».
Поезд Шаталова впоследствии дошёл до Берлина, обеспечивая надёжную связь между фронтом и тылом, восстанавливая линии связи – нередко под обстрелом. До последнего дня войны Александр Борисович брал на себя ответственность за всё: и за связь, и за ремонтные работы, и за обеспечение охраны... Случались ранения и контузии, снаряды разрывались рядом, однако Александр Шаталов оставался в строю и отпраздновал День Победы несломленный и живой. Вместе с товарищами, совершавшими чудеса все 1418 дней и ночей войны.
После войны Шаталову предлагали сосредоточиться на руководящей работе, но железнодорожник предпочёл отказаться от должности в комфортабельном кабинете. Он возглавлял строительно-монтажный поезд № 861 – ведущее предприятие в своей области, на котором трудились и фронтовые товарищи Шаталова. Те, кто выжил. И снова пришлось работать в чрезвычайном режиме, восстанавливать то, что разрушила война, от Германии до родного Ленинграда. Шаталовский поезд в послевоенные годы сотни раз объездил все железнодорожные линии Донбасса – важнейшего индустриального центра страны, который не пощадила война. И шахтёрский край за несколько лет преодолел разруху – во многом благодаря железнодорожникам. Восстановление отечественной промышленности, да и вообще – жизни – после Великой Отечественной – давно признанное экономическое чудо. А такие трудяги (иначе не скажешь!), как Александр Шаталов, ежедневно выполняли свои обязанности, не считаясь с ранениями и лишениями.
ИЗ АРХИВА РЖД
Через несколько лет перед отраслью встала новая важнейшая задача – электрификация железных дорог в нефтяном краю: в Азербайджане, на Апшеронском полуострове. Поезд Шаталова направили именно туда. На берегах Каспия прошли последние годы его трудовой жизни. А выйдя на пенсию, он жил в подмосковном Звёздном городке вместе с сыном.
Настанет день – и там, где трудился и сражался Шаталов-старший, будет стоять памятник герою-железнодорожнику. Он остаётся легендой Октябрьской железной дороги – защитник Ленинграда и безупречный профессионал Александр Борисович Шаталов.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»