В железнодорожной отрасли сложилась замечательная традиция: труд уравнивает крупных руководителей с рядовыми работниками, которые добросовестно и изобретательно исполняют свои обязанности.
И все, кто достоин, – с гордостью носят знак «Почётный железнодорожник» (первоначально он назывался несколько иначе – «Почётному железнодорожнику»). Независимо от других регалий и чинов. Принадлежность к этому почётному званию означает многое: опыт, преданность профессии, умение принимать смелые, но точные решения и заслуги в модернизации железных дорог.
Первооткрывателем блистательной линейки «знаконосцев» стал Семён Васильевич Кутафин. Истинный профессионал, чья судьба неразрывно переплелась с историей страны. На железной дороге – на станции Ладожская в кубанском казачьем краю работал его отец – плотник. С югом России оказалась связана почти вся жизнь этой династии. Семён пошёл по родительским стопам: по окончании училища начал свой трудовой путь помощником телеграфиста на железной дороге. Отслужив в Красной армии, в 1927-м Семён Кутафин окончил Ростовские железнодорожные курсы, а спустя три года – Владикавказские курсы диспетчеров, после чего работал диспетчером на станции Грозный. Там он и проявил себя в полной мере, предложив новый метод оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов.
В чём заключался знаменитый метод Кутафина? Он внёс в формирование и движение поездов чёткую логику. При неудовлетворительном движении грузовых поездов в начале 30-х годов особенно много бед было со сборными составами: их могли долго и безнаказанно держать на любой станции, ломая график движения других поездов. Кутафин же не только первым из диспетчеров стал постоянно поддерживать связь с поездными бригадами и станционными дежурными, снабжая их инструкциями, но и внёс ещё несколько новаций. Во-первых, будучи диспетчером, молодой специалист постоянно совершал рейсы со сборными поездами, досконально изучая людей и особенности дороги. Во-вторых, обучал кондукторов рациональному приёму поездов на распорядительных станциях с нанесением на вагоны меловой разметки согласно плану. Но прежде всего – на каждый сборный поезд Кутафин составлял подробный оперативный план и расписание движения. Всё у него было учтено!
Первая экспериментальная поездка со сборным поездом (товарный состав, который курсирует в пределах одного тягового участка и обслуживает уборкой и подачей вагонов промежуточные станции, не формирующие самостоятельно прямых поездов из-за сравнительно небольшого собственного грузооборота) на участке Гудермес – Прохладная показала ускорение на 4 ч 15 мин. По сравнению с установленным временем.
Вот что писали о том рейсе: «Прибыв в Гудермес, Кутафин первым делом тщательно осмотрел состав, на котором предстояло отправиться в рейс. И вручил главному кондуктору расписание, где было точно указано, сколько минут поезд должен стоять на каждой станции и какие работы предстоит за это время выполнить. Машиниста проинформировал о предстоящих маневрах. Кроме того, по селектору договорился с поездным диспетчером, чтобы состав пропускали без задержек. В итоге поезд доставили из Гудермеса в Прохладную за 13 часов 45 минут – почти вдвое быстрее обычного».
Второй рейс дал ещё большую экономию. Кутафин доказал: метод эффективен. Оказывается, можно координировать движение с предсказуемо высоким результатом, если все работают сообща, по единому плану, который не только помогает принимать верные решения, но и дисциплинирует. Особенно в отсутствие телефонизации многих станций. В порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провёл угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8–10 суток.
Кутафинский метод стали внедрять повсеместно – сначала по инициативе железнодорожников, а чуть позже – и по распоряжению наркомата. Нарком путей сообщения СССР Андрей Андреевич Андреев в то время задумал ввести для работников отрасли особое поощрение – знак «Почётному железнодорожнику». Первая кандидатура на столь престижную награду сомнений не вызывала – Семён Кутафин. Андреев осознавал, что первое награждение необыкновенно ответственно, поскольку именно на этого человека невольно станут равняться все железнодорожники. Соответственно, первый знак должен был получить профессионал, в чьей компетентности было просто невозможно усомниться. И нарком, внимательно изучивший «досье» на диспетчера, не сомневался: Кутафин не подведёт. Он умеет мыслить, умеет учиться, потомственный железнодорожник, не представляющий жизни без стальных магистралей. Словом, достоин высокого звания! Одновременно с соответствующим распоряжением наркома вышел приказ, предписывавший широко распространить кутафинский метод планирования по всей сети железных дорог и издать о нём брошюру. Что и было оперативно сделано. Кутафину же кроме почётного знака вручили комплект новенького форменного обмундирования и денежную премию в размере 600 рублей (сумма, к слову, по тем временам достаточно скромная). Но дело, конечно, не в деньгах. Любопытно, что официально награду учредили только три месяца спустя. Семён Васильевич получил её первым, ещё до выхода приказа о почётном звании. Кроме того, за внедрение своей же новаторской идеи его удостоили ещё и ордена Ленина.
Когда началась Великая Отечественная, Кутафин служил начальником Южной железной дороги. Летом 1942 года она, безусловно, стала важнейшей в стране. Именно там решалась судьба Второй мировой войны. Армии, как в воронку, втягивались в окрестности неприступного Сталинграда. Гитлеровцы пытались одновременно и овладеть магистралью, и уничтожить её. Кутафину удалось сберечь эту артерию, ставшую спасительной для Советской армии. Он формировал оперативные железнодорожные группы, создаваемые для обеспечения быстрого передвижения войск и ремонта пути. Не раз Кутафин попадал под бомбёжки и обстрелы, однако работал бесстрашно и напряжённо, не жалея сил для восстановления всего, что разрушила война.
За доблестный труд в обеспечении перевозок для фронта в ноябре 1943 года Семёну Васильевичу Кутафину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Высшая награда страны! Её никогда не присуждали «за выслугу лет» или «по протекции». Только за настоящие трудовые подвиги, имевшие значение не только для отрасли, но и для всей страны. Есть у него и ещё одна награда – быть может, скромная по статусу, но дорогая для каждого фронтовика – медаль «За оборону Сталинграда». Тут всё понятно без лишних комментариев.
После войны железнодорожник-орденоносец курировал службу движения по дорогам Средней Азии, потом был главным ревизором-диспетчером по Донецкому округу железных дорог и начальником отдела дорог Юго-Запада. Все силы отдал стальным магистралям – и не зря. Десятилетиями все диспетчеры советских путей сообщения работали по кутафинскому методу. Главы государства считали за честь пожать руку этому заслуженному человеку. Путешествуя по стране в своём спецпоезде, Леонид Брежнев несколько раз по-дружески – как он это умел – беседовал с Кутафиным в своём вагоне, обсуждая железнодорожные проблемы...
Имя первого «почётного железнодорожника» история не забудет. Ведь звание, летопись которого началась с Семёна Васильевича Кутафина, по-прежнему объединяет лучших работников отрасли. Традиция продолжается.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»