Советская массовая песня – феномен незабытый, хотя и до сих пор малоизученный. Это явление принадлежит не только музыке и поэзии, оно шире. И историю БАМа без песен не понять.
Эти песни звучали бодро и озвучивали эпоху – разумеется, её официальную версию. Для скептиков – это фальшивая бодрость, для большинства из нас – правда. Плакатная, но непобедимо выразительная. Достаточно поставить старую запись утёсовского «Случайного вальса» или «Ой, туманы мои, растуманы» в исполнении хора Пятницкого, чтобы мысленно перенестись в годы Великой Отечественной… А гранитные строки «Священной войны» и в наше время выпрямляют спины.
И бамовские песни тоже стали музыкальным символом своей эпохи. Дело не только в ностальгических воспоминаниях о молодости. В них сохранился дух времени. Песни рассказывают о нашем прорыве в Восточную Сибирь красноречивее любых диссертаций. Под песни на БАМ отправлялись составы с комсомольским «ополчением». Вовсе не случайно во многих песнях витает образ вокзала, проводов и весёлого пути в таёжный край.
Песенный наплыв
С 1974 года, с первых комсомольских десантов на БАМ, магистраль стала темой песен, ежедневно звучавших по радио. Пожалуй, впервые в послевоенные годы появилось так много песен на схожую, общественно значимую тему. Поэты не жалели для БАМа высокопарных метафор и эпитетов. «Это колокол наших сердец молодых» – не больше и не меньше. Да и сама аббревиатура – БАМ – не только легко рифмовалась на разные лады, но и напоминала музыкальный пассаж, барабанную дробь или возглас боевой трубы.
Этот мелодический наплыв ощутили все. Именно песни придали БАМу всенародный резонанс. Разумеется, о великой стройке чуть ли не ежедневно рапортовали газетные передовицы, о свершениях бамовцев регулярно сообщали по радио и телевидению, несколько лет на телеэкраны постоянно выходила программа «Мы строим БАМ». Но ничто не могло сравниться с силой воздействия популярной песни.
Писать песни о стройках – это тоже исконно советская традиция. Поездки композиторов и музыкантов по самым труднодоступным уголкам страны, концерты перед строителями на дощатой эстраде – всё это было и привычным, и необходимым. Выступал на БАМе и самый советский американец – певец Дин Рид, певший под гитару не только проверенные шлягеры, но и песни про железную дорогу. Его концерты под открытым небом бамовцы запомнили на всю жизнь. И для певца они стали событием.
Одну из самых известных песен о магистрали написал Оскар Фельцман на стихи Роберта Рождественского. Помните?
Солнце в небе светит мудро,
Молодеет древний край.
От Байкала до Амура
Мы проложим магистраль.
Песня-восклицание, в котором всем известная аббревиатура зазвучала как мощный аккорд. Её исполняли поставленные баритоны, без явных компромиссов с современными ритмами. Но и мелодические ходы, и слова запоминались сразу и бесповоротно. Эта песня стала гимном БАМа.
Александра Пахмутова и Николай Добронравов открыли лирическую сторону комсомольской магистрали. Их новая песня звучала взволнованно – как колёсный перестук в молодом воображении: «Старый мотив железных дорог, вечная молодость рельсовых строк…».
Попал в десятку и поэт Виталий Петров, руководивший литобъединением при Центральном доме железнодорожников. На его стихи композитор Зиновий Бинкин написал лихую «Мы строим БАМ» с неотвязным призывом «Веселей, ребята!». Эта ритмичная песня звучала современно, для тысяч молодых ребят в штормовках она стала родной.
К молодёжной стройке подключились и ветераны сцены. Частушки о БАМе исполняла Мария Мордасова – певица-народница, которая ещё при Сталине была всесоюзно известной. Тема БАМа мобилизовала и одного из основоположников советской песни – Дмитрия Яковлевича Покрасса, легендарного автора «Марша Будённого». Для него бамовский марш стал прощальным. Получилось бодро и бравурно, но слишком архаично. «Дан приказ нам 17-м съездом». Так можно было написать о любой стройке от 30-х до 70-х. Зато с помощью поэта Михаила Вершинина ему удалось 20 (!) раз повторить в припеве звучную аббревиатуру «БАМ». Вообще-то это был настоящий марш не больше, но и не меньше. Конечно, появлялись и трескучие, натужные песни на столь беспроигрышную тему. Они не сохранились в памяти.
Песня поэтессы Ларисы Васильевой и композитора Вячеслава Овчинникова «Баллада о строителях БАМа» не стала ажиотажно популярной. У неё было иное предназначение: поднять современную производственную тему к высотам вокальной классики. Солировал Александр Ведерников – бас из Большого театра.
Годы промчатся,
И по БАМу пойдут поезда,
Но вспоминаться,
Вспоминаться будут всегда
Боевые, суровые,
Молодые года.
Алое знамя
Озаряет ночной небосвод.
Шумно на БАМе
Трудовое утро встаёт.
Мы уходим сегодня,
Как обычно, вперёд.
Классическую музу в некоммерческие советские времена почитали. Без вокалистов высокой мерки не обходился ни один праздничный концерт.
Символ веры
В тогдашних песнях просто и ясно сформулированы основы мировоззрения, для которого главное – вера в прогресс, в то, что завтра будет лучше, чем вчера, и в то, что ради этого стоит трудиться без скидок на погодные условия. А ещё в этих песнях есть вера в человеческое братство, без которого всё вышеуказанное теряет смысл. В те годы много говорили о традициях комсомольцев времён первых пятилеток и двадцатых годов – тех, кто подчас возводил заводы там, где ещё недавно вовсе не ступала нога человека. И на митингах, и в песнях постоянно звучало имя Павки Корчагина. Насколько живыми и действенными оставались в те годы корчагинские идеалы? Сегодня трудно ответить на этот вопрос. Слишком долго и мощно работала контрпропаганда, внушавшая, что все советские идеалы иллюзорны, что при Брежневе в них уже никто не верил. Сегодняшний налёт цинизма мешает рассмотреть другую сторону того времени... Но, право, этой коросты было не меньше и в двадцатые годы… А вера в Корчагиных, в настоящих подвижников, людям нужна. Не отмахнуться от этой потребности. Один из ветеранов стройки писал много лет спустя: «Песни о БАМе звучали разные. Но бамовская душа живёт в каждом, кто это пережил».
Песни остались нашим достоянием. Их уже не вычеркнешь из истории, из народной души. Мы многим обязаны и тем песням, и тем строителям, для которых они сложены. Прав был Николай Добронравов, когда писал по схожему поводу: «В песнях останемся мы». В этих записях и 30, и 40 лет спустя оживает молодость бамовцев, как будто снова движутся по рельсам первые поезда легендарной магистрали. Их рано списывать в архив.
Арсений Замостьянов,
заместитель главного редактора журнала «Историк»
Эти песни о БАМе знала вся страна…
Рельсы упрямо режут тайгу,
Дерзко и прямо в зной и пургу.
Веселей, ребята, выпало нам
Строить путь железный,
а короче – БАМ.
Виталий Петров
Слышишь, время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!
И большая тайга покоряется нам.
Слышишь, время гудит – БАМ!
На просторах крутых – БАМ!
Этот колокол наших
сердец молодых.
Роберт Рождественский
И пусть уже раскована
космическая даль,
Идёт-грядёт великая земная
магистраль.
Проложим за Байкалом
мы невиданный маршрут.
До отправленья поезда
осталось пять минут.
Николай Добронравов
«БАМ! БАМ! БАМ! БАМ! БАМ!» –
Эхом откликнутся рельсы!
«БАМ! БАМ! БАМ! БАМ! БАМ!» –
Это счастливые рейсы!
«БАМ! БАМ! БАМ! БАМ! БАМ!»
Это веление жизни!
«БАМ! БАМ! БАМ! БАМ! БАМ!» –
Лучший подарок Отчизне!
Михаил Вершинин