«Придёт и к вам любовь…» Эта прекрасная песня Марка Фрадкина и Роберта Рождественского сразу вспоминается, когда пытаешься задуматься о феномене Эдиты Пьехи. А ведь, собственно, песен-то в её арсенале ой как много. Все, наверное, и не перечислишь. Да и стоит ли. Куда важнее другое, заключающееся в том, что в истории отечественной эстрады, а почитай и в истории страны, навсегда останется это славное доброе имя, принадлежащее удивительной женщине, необычайно талантливой и самобытной певице, покорившей своим творчеством миллионы советских и российских сограждан, навсегда сохранивших и продолжающих хранить в своих сердцах самые тёплые чувства, адресованные любимой певице.
Подчеркну, именно – любимой певице, не любить Эдиту Станиславовну просто невозможно. И причём не только за талант, потрясающий, сильный голос, шикарные, выразительные, в меру эмоциональные и какие-то очень добрые, светлые выступления, но и за ту беззаветную верность песне, с которой певица шагает по жизни вот уже свыше 65 лет, даря её при этом нам, своим благодарным слушателям.
В 1982 году, 40 лет назад, Эдита Станиславовна давала серию концертов, приуроченную к 25-летию сценической деятельности. Побывав на её концерте, известный композитор Андрей Петров дал ей тогда такую характеристику: «Эдита Пьеха – одна из самых популярных и любимых наших певиц. Время как будто не властно над нею. А ведь четверть века было бурным временем в истории эстрадной песни. В пёстром, быстро текущем музыкальном потоке выплывали, нередко шумно и сенсационно, «звёзды на час», чтобы вскоре навсегда уйти в забвение: стремительно сменялись течения, направления, стили. Мало кто выдержал испытание временем, и единицы сегодня по-прежнему с нами. А Эдита Пьеха, не только не растеряв, но и многое приумножив, – с нами, и с теми, кто моложе нас, и с теми, кто старше. Двадцать пять лет быть признанным лидером эстрадной песни – это артистический подвиг. Все двадцать пять лет Эдита Пьеха остаётся верна себе, никогда не изменяет своей манере, своему неповторимому стилю, который теперь неотделим от классического стиля исполнения советской песни».
Прошло 40 лет, а певица всё так же в строю, в хорошей форме, такая же импозантная и элегантная, яркая, с небольшим акцентом, лишь украшающим её речь. И при том, что Эдита Станиславовна уже не гастролирует и не даёт сольных концертов, она не растеряла свой выразительный низкий голос, покорявший на протяжении не одного десятилетия миллионы слушателей как у нас в стране, так и за рубежом, причём не только в Польше, Франции и других европейских странах, но и в странах Латинской Америки и Африки.
Так как же назвать это выдающееся подвижничество? Артистический подвиг? Служение? Трудно даже подобрать точное определение, которое смогло бы вместить в себя все те заслуги перед отечественными культурой и искусством, каких титаническим трудом добилась за эти годы Эдита Станиславовна, человек доброжелательный и скромный, в меру звёздный и не привыкший выпячиваться и кичиться своей необычайной популярностью.
«Что в моих песнях от меня и что от авторов?.. Вы знаете, если я не нахожу в песне аналогии со своими представлениями, чувствами, я не могу её петь, – говорила много лет тому назад Эдита Станиславовна. – Ведь любой актёр, как бы он ни скрывал своё личное, он, по существу, изо дня в день исповедуется перед публикой. Для меня обязательно должна быть правда в песне, должно присутствовать то, что я пережила или могу пережить, что может волновать слушателей. Такие я и пою».
Пожалуй, народную артистку СССР, кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степеней, а также орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Дружбы, «За заслуги в культуре и искусстве», лауреата многих других престижных наград и премий, Эдиту Станиславовну Пьеху, встретившую прекрасный юбилей, следует считать самой правдивой певицей. Уж кто-кто, а она никогда на сцене не лукавила и не лицедействовала. Её выступления неизменно были искренними, честными, полными того содержания, которое в них закладывали авторы, и той энергетики, которую в них привносила сама Эдита Станиславовна, певица взыскательная, никогда не позволявшая себе скатываться до крайностей и браться за исполнение «песенного ширпотреба».
Петь что угодно? Да разве Эдита Пьеха могла себе такое позволить? Нет, хотя и ей на эстраде было не так уж и просто. И дело даже не в конкуренции. Она всегда была, есть и будет. Тут разговор о другом.
Дитя своего непростого, голодного военного времени, полька, родившаяся во Франции, рано потерявшая отца, умершего от силикоза, когда ему было всего 36 лет, после возвращения в Польшу и окончания лицея в Гданьске решившая продолжить образование в Советском Союзе, – Эдита Станиславовна с самых первых своих выступлений в хоре Ленинградского государственного университета и на студенческих вечерах, а затем и в легендарном ансамбле «Дружба» под руководством Александра Броневицкого привыкла творческие вершины покорять самостоятельно. И не то чтобы помощи внешней она чуралась. Нет. Вот только помощь эта никак в представлении певицы не могла затмить её яркой творческой индивидуальности, сполна раскрывшейся на большой профессиональной сцене, ставшей для Эдиты Станиславовны, по сути, с победы на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в 1957 году в Москве на долгие годы и десятилетия родным домом.
В доме же этом Эдита Станиславовна научилась распоряжаться и хозяйничать по-своему. И следует признать, что тот стиль, вкус, пристрастия, которые свойственны певице, на эстраде она ни у кого не заимствовала. Однако преподнести их слушателю сумела блестяще, со свойственными ей шармом и сдержанным, не переходящим за грань дозволенного артистизмом.
Впрочем, Эдита Станиславовна всегда была и продолжает оставаться сильным, волевым, целеустремлённым человеком. При всей её бесподобной женственности, внешней мягкости, доброжелательности, исключительной культурности, толерантности, дипломатичности, умении находить общий язык с любым собеседником.
Что и говорить, сплав удивительный, к тому же надёжный, дающий основания жить полноценной, красивой творческой жизнью.
А могла ли быть у Эдиты Станиславовны жизнь другая, ну, скажем так, просто и категорично – лишённая творчества? Вряд ли. Уж слишком разносторонняя она натура, полная огромного внутреннего потенциала, которому, разумеется, обязательно необходима внешняя разрядка, всплеск, позволяющий жить ярко, насыщенно, интересно, с огоньком. Так, как все эти далеко не безоблачные годы и жила Эдита Станиславовна.
Творческий путь… Каким он был у выдающейся певицы? Индивидуальным. Да, бесспорно. Интересным, полным новшеств и открытий. И это верно. Но и тернистым, непростым, требовавшим полной самоотдачи, ведь по-другому это, как ни крути, не бывает…
О том же, как Эдита Станиславовна шла по выбранному ею творческому пути, красноречиво говорят её многочисленные песни. Песни лиричные, о любви, патриотичные и гражданственные, в меру весёлые и навевающие грусть, радужные и серьёзные, философичные и жизнеутверждающие, добрые и устремлённые в будущее, которое певице всегда виделось лучшим, нежели настоящее.
Сколько же их было! «Песня остаётся с человеком» А. Островского – С. Острового, «Как молоды мы были» А. Пахмутовой – Н. Добронравова, «Придёт и к вам любовь» М. Фрадкина – Р. Рождественского, «Ничего не вижу» О. Фельцмана – Л. Ошанина, «Детства последний звонок» А. Бабаджаняна – М. Пляцковского, «Осень» А. Петрова – Л. Куклина, «Я к тебе не вернусь» А. Петрова – И. Резника, «Манжерок» О. Фельцмана – Н. Олева, «А любовь, как песня» О. Фельцмана – В. Харитонова, «Кто бы мог подумать» О. Фельцмана – М. Рябинина, «Белый свет» О. Фельцмана – М. Танича, «Огромное небо» О. Фельцмана – Р. Рождественского, «Это здорово» А. Броневицкого – И. Шаферана, «Облака» А. Броневицкого – Р. Рождественского, «Стань таким» А. Флярковского – Р. Рождественского, «Шаги» А. Флярковского – Р. Рождественского, «Зачем снятся сны» С. Пожлакова – Р. Рождественского, «Радуга» А. Флярковского – М. Танича, «Я счастье несу» Г. Портнова – Ю. Принцева, «Хлеб» В. Успенского – Л. Палея, «Наш сосед» Б. Потёмкина, «А жизнь продолжается» А. Морозова – М. Рябинина, «Нам рано жить воспоминаньями» А. Мажукова – В. Меньшикова, «Семейный альбом» Д. Тухманова – М. Танича, «Верни мне лето» Е. Доги – Р. Казаковой, «Одно твоё прикосновение» А. Мажукова – Л. Кретова, «Кораблик золотой» Г. Цухтман – С. Кирсанова, «Помолчим» А. Третьякова – Ю. Поройкова (литгазетовца, между прочим).
Взыскательность, требовательность к себе, ответственное отношение к репертуару, высочайшая исполнительская культура, особый стиль, постоянство сценического образа, умение себя красиво, безукоризненно преподнести (одни платья Эдиты Станиславовны чего стоят!), феноменальная работоспособность, доброе, по-настоящему уважительное отношение к слушателю, ну и, разумеется, верность профессии когда-то, много-много лет назад, сделали своё дело…
Годы идут своим чередом… Некогда одна из самых удивительных советских эстрадных певиц, в чьём творчестве первоначально причудливо переплетались польская и французская певческие традиции, а затем появились сугубо русские, советские начала, творчество это зацементировавшие, давным-давно стала королевой. Королевой российской эстрады! Правда, королевой скромной, не терпящей самолюбования и не любящей чрезмерной рекламы.
Руслан Семяшкин,
Симферополь