«Отверженные» (Les Misérables) – не кино в чистом виде и даже не мюзикл, каким мы его знаем. Это экранизированный мюзикл, сделанный, в свою очередь, по знаменитой книге Виктора Гюго. Но опять же, форма отступает от общепринятой в таких случаях – это уже и не мюзикл вовсе, а, скорее, опера, помещённая в реалистическое пространство и снятая на плёнку, с бюджетом $ 61 млн.
Первая экранизация «Отверженных» появилась в США в 1909 г. от режиссёра Джеймса Стюарта Блэктона. На родине писателя чуть замешкались: фильм Альбера Капеллани снят в 1913 г. – сто лет назад. С тех пор появилось 15 фильмов, 5 сериалов и 2 мультсериала, где главную роль в разные годы в числе прочих исполнили Жан Габен, Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Лиам Нисон и на сей раз – Хью Джекман, который назвал Вальжана ролью всей своей жизни.
Сейчас в тренде – ходить в кинотеатры на прямые трансляции классических опер, идущих в реальном времени на сценах знаменитых театров мира. Внизу экрана меняются строчки субтитров, и зритель, не знающий, к примеру, итальянского или немецкого языков, получает возможность понять все реплики персонажей в «Аиде» или «Нибелунгах». Вот и фильм «Отверженные» режиссёра Тома Хупера (телесериал «Елизавета I» с Хелен Мирен, оскароносный «Король говорит!» с Колином Фёртом) производит такое впечатление, будто ты попал в кинотеатр на оперу с субтитрами.
Создатели добросовестно отнеслись и к первоисточнику, и к публике. Креативная группа – Клод-Мишель Шёнберг, Ален Бублиль, Уильям Николсон и Герби Крецмер – переработала мюзикл, дописав новые стихи и музыку, чтобы заполнить бреши, не столь заметные на сцене. Мюзикл подаёт сюжет иначе, а его киноверсия получилась ближе к роману. В каждой сцене фильма лаконично выстроен тот или иной драматический поворот, в книге соответствующий не одной главе.
Но, пожалуй, основная их задача строилась на техническом аспекте – живом исполнении актёрами вокальных партий. Обычно в музыкальных фильмах актёры синхронно к заранее записанной фонограмме артикулируют, уделяя больше внимания кинокамере: как свет лежит, в какой ракурс встать, куда смотреть… Но здесь – ставка на реализм драматического проживания актёрами своих ролей. Словно не надо при этом тянуть ноты, брать высоты, следить за дыханием, работать в максимальном голосовом диапазоне... Нужно было найти тех, в ком бы сочетались три важных элемента: харизма, талант и вокальные данные. Это яркий и смелый эксперимент, дающий актёрам возможность доказать высокий профессионализм и проявить синтетическую природу современного исполнительского искусства. Любопытно, как откликнется на столь необычную для киноиндустрии форму избалованный спецэффектами зритель. Сборы: $170 705 000.
Эта история про людей, оказавшихся «на дне» в силу внешне сложившихся неблагоприятных обстоятельств. Отнюдь не по собственной воле и преступной наклонности, что и даёт персонажам право на зрительское сопереживание и прощение со стороны каждого, кто вникнет в причины их несчастного положения. Вот не вник ревностный и непоколебимый блюститель закона Жавер (Рассел Кроу), поставил нерушимую мораль выше человеческой судьбы – и проиграл схватку, оказавшись не приспособленным к жизни в мире, где сочувствие и милосердие играют определяющую роль. Сам романист начиная с 1862 г. предлагает читателю рассмотреть те самые обстоятельства в контексте роковой случайности, от которой никто в своей жизни не в силах заречься – от тюрьмы и от сумы...
В одном произведении болезненные для общества социальные проблемы, связанные с ними революционные настроения, защита с оружием в руках «свободы, равенства и братства» в Париже 1832 г., столкновение народа и власти, противостояние человека и закона, где наказание неадекватно преступлению, и множатся ряды без вины виноватых… сочетаются с историей чистой любви, возвышением над всеми бедами сильного духом и облагороженного верой в Божий Промысел одинокого маленького человека. Вот сложносочленённый романтизм Гюго, поэта униженных и оскорблённых. Образ Вальжана, его историю жизни можно причислить к почётному ряду эпических. Его мораль – «Возлюбить ближнего своего – это всё равно, что увидеть лицо Господа».
Брошена любимым на произвол судьбы, загнанная обществом на тот свет Фантина (очередная удача Энн Хэтэуэй), Джульетта-Козетта (Аманда Сайфред), ждущая своего Ромео-Мариуса (Эдди Редмэйн) с баррикад, – не столько дань классике или злобе дня, сколько «расставление» приоритетов. Вечная история обречённой любви всё-таки может закончиться хорошо, если окажется поблизости Жан Вальжан. И маленький человек, несмотря ни на что плохое, что с ним постоянно происходит, всё-таки способен наполнить своё сердце любовью и добром. Или завистью и злобой – кому как больше нравится… Но и Жавер неоднозначен: для себя он по определению не может быть неправ, а когда понимает, что плохой человек – на самом деле хороший, то совершает самоубийство (красивейший прыжок Жавера в Сену снимался на реке Эйвон в английском городе Бат графства Сомерсет). Что странно смотрится после арий, обращённых к Богу…
При всей «модности» переносить трагические, эмоционально тяжёлые истории в лёгкий жанр, события и персонажи, описанные в романе Гюго, сохраняют универсальность.
Новый фильм «Отверженные» оказался в фаворитах года, что принесло ему три «Золотых глобуса» и трёх «Оскаров» из 8 номинаций. Статуэтки достались «за лучший звук», «за лучший грим и причёски», а также «за лучшее исполнение женской роли второго плана» очаровательной Энн Хэтэуэй. В любом случае, эксперимент удался.