Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Телеведение

Певец номенклатурной измены

К 90-летию Глеба Панфилова

25 мая 2024
Народный артист России Глеб Панфилов в павильоне «Ленфильма» / Борис Кауфман / РИА НОВОСТИ

Сняв два расчудесных чёрно-белых фильма о вере – в народовластие, человечью самость и дикие таланты очумелой дурнушки («В огне брода нет» и «Начало»), Панфилов от веры отпал и стал длинно, мутно и иносказательно хоронить советскую власть. А та будто и не замечала. Он был её масти, происходил из партийной среды, и ему прощались разные внутрикастовые вольности. Неизбежное при этом очеловечивание промотавшейся номенклатуры грело чиновные сердца и привлекало западные фестивали: там не знали о России ничего, судили о ней по торчащей наружу управленческой знати и искали в ней проблески человечности – за которые как раз и отвечал бывший завотделом агитации и пропаганды Свердловского ГК ВЛКСМ Глеб Панфилов.

Как может человек ниоткуда в 25 лет возглавить комсомольский агитпроп четвёртого по величине города России – останется тайной навсегда, настолько тщательно отредактирована панфиловская биография. Про отца там известно только, что когда-то он был журналистом. Хотя проскальзывают и проговорки. Из-за проблем со сценарием «Начала» режиссёр «ринулся к своему земляку Филиппу Тимофеевичу Ермашу». Ринулся. К земляку. Автор единственной картины – к завсектором кино Центрального комитета КПСС. И земляк помог. Преодолел косность госкиношной редактуры. Каких только чудес не случается с детьми провинциальных журналистов.

Так ведущей темой Панфилова и стал кризис человека власти из-за того, что всё пошло не так и жизнь насмарку, а пуще прочего – от собственной никчёмности, греховности и пустопорожности. Он равно мучил принца Гамлета и предгорисполкома Уварову, царя Николая и владычицу рек Вассу Железнову, выразителя властных дум Кима Есенина и выразителя властных дум Глеба Панфилова.

Думы у трезвых руководителей были мрачные. В «Прошу слова» у председательши исполкома давал трещину дом-новостройка, а она велела трещину считать неаварийной и замазать раствором. Более зримой аллегории обветшания господствующего строя было поискать – но строй закрыл глаза. Для передачи статуарности развитого социализма оператор Антипенко просто фиксировал камеру и 5, 7, 9 минут без панорам и склеек снимал происходящее в кабинетах – в верхах разумно сочли, что семь минут говорящей по телефону в одном ракурсе Инны Чуриковой не выдержит никто и сатиру не заметят.

Тогда Панфилов ставит «Тему» о том, как матёрый совпис едет в деревню мучиться бездарностью и разлагаться с аспиранткой, а встречает собравшегося в эмиграцию Любшина, которому «лучше умереть там от тоски, чем здесь от ненависти». Полфильма символично пройдёт на кладбище – как такой сюжет мог быть запущен в производство, опять останется тайной. Картину закроют – но это не отразится на творческой судьбе автора, получившего уже 4 года спустя Гран-при Московского фестиваля за фильм «Васса» по Горькому. Начинался тот отсебятиной – тонущим по вине матроса Шаламова (!!) пароходом «Николай Железнов», в чём трудно было не увидеть уход под воду современной советской государственности, но подслеповатая власть и тут ничего не учуяла. Полных два часа картины громко тикающий метроном отсчитывал ей последние мгновения – но все сделали вид, что это про закат большого бизнеса семидесятилетней давности.

Тяжкие раздумья о судьбах родины привели режиссёра к Горькому и Солженицыну – двум самым скучным, самым насупленным, самым назидательным демиургам русской словесности. На том и сам в классики выбился: люди с почтением относятся к искренней проповеди пусть и безразличных большинству, но больших и значимых ценностей. А отрыв пастыря от смертных рос с каждым днём – как и у его поводырей.

Вышла «Мать» – в год окончательного заката олицетворяемого ею строя. Затем «Романовы: венценосная семья» – про то, какой нам достался хороший царь и как мы все перед ним провинились. А потом пришёл Солженицын и дал ответ, что делать со внутренней маетой по поводу несовершенств строя. Надо преисполниться благодатью и выдать нашу атомную разведку американскому посольству – как и сделал в романе «В круге первом» авторский протагонист, номенклатурный перерожденец Иннокентий Володин, с которого всем теперь надлежало брать пример. Это национал-предательство так впечатлило Панфилова, что он экранизировал его дважды: в одноимённом сериале и фильме «Хранить вечно».

А начиналось-то всё с Тани Тёткиной и Паши Строгановой. С их блаженных прибабахнутых улыбок и готовности сгореть ради светлой идеи человеколюбия. С их угловатым искусством, претензией на слабых мужчин и самоотвержением во имя.

Играла обеих Инна Чурикова – успевшая до встречи с мужем нарисовать с Михалковым лошадь в «Я шагаю по Москве» и спеть романс Белокурой Жози в «Неуловимых мстителях».

Создание и насыщение фильмографии этой особенной актрисы да два её титульных фильма в целом и являются вкладом Глеба Панфилова в кино.

В 60-х все творцы чокнулись на Феллини и захотели себе такую же Кабирию – с улыбкой сквозь слёзы, заранее обманутой верой в людей, чучело с внутренним светом.

Все хотели, а он добыл.

«Уж я, девочки, скажу своё слово в искусстве», – обещала она в «Начале» – и сказала.

Титр «Начало» символически возникал в конце – под мелодию Хэнка Марвина из группы Shadows, которую режиссёр для такого случая беззастенчиво своровал без ссылки на первоисточник и которая по сию пору ошибочно считается музыкой композитора фильма Вадима Бибергана.


Тэги: Дата Фильм
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS