Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 февраля 2020 г.
Литература Искусство Интервью

Писк сезона

Поэзия на театральных подмостках

26 февраля 2020
Иван Купреянов

В прошлом году во МХАТе имени М. Горького стартовал цикл спектаклей ярких современных поэтов – «Сезон стихов». На сегодняшний день состоялось уже более 20 вечеров. Об идее проекта и его промежуточных итогах мы побеседовали с куратором, поэтом Иваном Купреяновым.

 

– Сегодня нередко можно услышать мнение, что поэзией никто не интересуется, что она оказалась на литературных задворках. Тем необычнее выглядит ваш проект. Он призван опровергнуть бытующее мнение? Или же исправить ситуацию?

– В некотором роде сегодня поэзией интересуется намного больше людей, чем раньше. Интернет вообще и социальные сети в частности этому очень помогают. Другое дело, что за поэзию принимает широкая аудитория. Мемами становятся вырванные из контекста цитаты классиков, «гарики» Губермана и бесконечные словоизлияния ширпотребных сетевых «звёздочек». Интерес же к «высокой поэзии», работающей на переднем крае языка и смыслов, есть в довольно узком сообществе ценителей и профессионалов (впрочем, так было плюс-минус всегда). Логика появления нашего проекта состоит в том, чтобы использовать интерес аудитории к «поэзии вообще» и привлечь зрителей на спектакли действительно значимых поэтов нашего времени. Создать эталон поэтического вкуса, на который будет равняться аудитория. Театральная форма, которая выбрана в «Сезоне стихов», не случайна. Сегодня лучше всего «заходят» форматы, в которых есть работа на стыке жанров. Мы стараемся делать мероприятия современными, яркими, завлекательными для любого человека, который в принципе готов пойти на культурное мероприятие. Разумеется, эксперименты в области сопряжения театра и поэзии – не новое явление. К примеру, Театр поэтов Влада Маленко уже несколько лет отлично справляется с определёнными задачами. Уникальность же нашего проекта в том, чтобы абстрагироваться от любых цеховых и иных предпочтений, показать репрезентативную выборку поэтов, творящих в настоящий момент. На одной сцене – Дмитрий Воденников и Анна Долгарева, Александр Кушнер и Юрий Кублановский, Олеся Николаева и Юлия Мамочева, Елена Исаева и Алексей Шмелёв. В итоге получается картина, каждый штрих которой – уникальная поэтическая вселенная.

– Как возникла идея «Сезона стихов»?

– Началось всё с моего общения с человеком, которого я считаю одним из своих учителей, – с Эдуардом Бояковым. Ещё до того, как он стал худруком МХАТа, мы беседовали о поэзии и формах, в которых её можно предъявлять миру. Возникло понимание того, что локальные вечера, концерты и спектакли не позволяют продемонстрировать всю полноту современной поэзии. Чтобы действительно сделать поэтический слепок эпохи, необходим размах. Родилась идея антологии поэзии, представленной на сцене. Когда Бояков возглавил МХАТ, идея обрела возможность реализации. К тому же наше начинание поддержало Министерство культуры, а позже – грант мэра Москвы. Запустили «Сезон стихов» в октябре – и уже за осень успели показать 12 спектаклей. Каждый раз – новый поэт, новое пространство образов.

– Что представляют собой спектакли? Судя по анонсам, в каждой постановке – три действующих лица: сам поэт, куратор и актёр театра. Как они взаимодействуют?

– Совершенно верно, в каждом спектакле три участника. Каждый из них выполняет свою функцию, но все вместе они работают на то, чтобы дать зрителю максимальное понимание того, что же представляет собой творчество автора. Куратор в самом начале спектакля вводит публику в курс дела, читает мини-лекцию о поэте и его художественной манере. Стараемся подбирать кураторов так, чтобы они могли в простой форме рассказать о глубинных аспектах творчества поэта и неочевидных закономерностях того, как он делает стихи. Актёр – ещё один непременный участник каждого мероприятия. Его задача – показать преломление поэзии средствами театра и представить понимание стихов автора сторонним, но чутким наблюдателем. Мы работаем как с актёрами МХАТа им. М. Горького, так и с приглашёнными звёздами. И Алиса Гребенщикова с нами сотрудничает, и Ирина Линдт, и Ольга Кабо, и Елена Захарова. Но вообще, самое главное, каждый раз – на сцене чудо. Агния Кузнецова выступала со стихами Алексея Шмелёва на позднем сроке беременности. В спектакле Елены Исаевой работает Павел Устинов, да-да, тот самый – и во МХАТе им. М. Горького. В спектакле Анны Логвиновой сыграл Прохор Чеховской – а буквально через несколько дней вся страна напевала его песню «Ведьмаку заплатите чеканной монетой!». Мхатовский актёр Семён Шевелин готовился читать стихи Игоря Волгина полгода. В спектакле Веры Павловой играл её муж, Николай Терентьев, мим и соратник Вячеслава Полунина, – получилось шоу на стыке театра и цирка.

– Первые спектакли уже состоялись. Прошли вечера Дмитрия Воденникова, Юрия Кублановского, Елены Исаевой, Виктора Куллэ, Александра Кушнера, Максима Амелина, Марии Ватутиной… Как публика принимает поэтов? Могут ли сегодня стихи собрать если не стадион, то театральный зал?

– Скажу без тени иронии – восторженно принимают. Каждый спектакль – это целый мир, в котором оказывается зритель. Эдакая Нарния. Конечно, люди это ценят. Иногда бывают и совсем уж волшебные моменты: на спектакле Александра Кушнера была пятиминутная стоячая овация, зрители просто не хотели уходить. Постепенно сложилась аудитория проекта, это очень чётко видно по активности в соцсетях. Так поклонники одного поэта узнают о других, втягиваются в «обойму» нашего проекта. На самих же спектаклях – аншлаги каждый раз. Интерес к настоящей поэзии, поданной в профессиональном формате, очень велик. После стольких лет подвальной и барной поэзии мы демонстрируем «Риму и миру», что поэт может быть главным действующим лицом продуманного, технологичного, завораживающего шоу.

– Давайте заглянем в будущее. Кого вообще вы хотели бы видеть в проекте в перспективе?

– У нас есть список примерно из 100 имён, это самый цвет сегодняшней поэзии. Разумеется, очень хочется увидеть на нашей сцене Олега Чухонцева, Юнну Мориц и других авторов старшего поколения. К сожалению, не все соглашаются выступить – из политических соображений. Вера Полозкова, Дмитрий Быков, Андрей Родионов… Хотя – кто знает, что будет завтра? Может, когда-нибудь и Александра Кабанова на Третьей сцене МХАТа увидим. Я всегда надеюсь на чудо. Кстати, и с Владом Маленко хотелось бы поработать, его поэзия великолепно соотносится с театральным форматом. Поэт и актёр в одном лице – уникальное сочетание с предельно интересным потенциалом.

Всю зиму спектакли шли на бесплатной основе – спасибо Сергею Собянину за грант! Собственно, остался один вечер со свободным входом. Обещаю нечто совершенно особенное, приходите!

 


«ЛГ»-досье

Иван Купреянов – поэт, культуртрегер. Родился в г. Жуковском в 1986 году. Окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, там же пять лет преподавал теоретическую механику. Автор двух поэтических сборников: «Априори» и «Перед грозой». Стоял у истоков культурного арт-проекта «Мужской голос». Основатель продюсерского центра для поэтов «Маяк». 



Пригласительный билет

3 марта в 19.00 в рамках проекта «Сезон стихов» на Третьей сцене МХАТа состоится вечер Ивана Купреянова. Куратор – Юлия Мамочева. Актриса – Клаудиа Каин. Режиссёр-постановщик – Эдуард Бояков. Режиссёры: Алексей Шмелёв, Сергей Глазков. Художник – Александр Цветной. Авторы музыки: Виталий Веникеев, Валерия Рэй.

Вход свободный.

 

Тэги: Поэзия Валерия Галкина От первого лица Иван Купреянов Сезон стихов
Обсудить в группе Telegram

Валерия Галкина

Журналист, литературный редактор. Родилась в 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS