В прошлом году во МХАТе имени М. Горького стартовал цикл спектаклей ярких современных поэтов – «Сезон стихов». На сегодняшний день состоялось уже более 20 вечеров. Об идее проекта и его промежуточных итогах мы побеседовали с куратором, поэтом Иваном Купреяновым.
– Сегодня нередко можно услышать мнение, что поэзией никто не интересуется, что она оказалась на литературных задворках. Тем необычнее выглядит ваш проект. Он призван опровергнуть бытующее мнение? Или же исправить ситуацию?
– В некотором роде сегодня поэзией интересуется намного больше людей, чем раньше. Интернет вообще и социальные сети в частности этому очень помогают. Другое дело, что за поэзию принимает широкая аудитория. Мемами становятся вырванные из контекста цитаты классиков, «гарики» Губермана и бесконечные словоизлияния ширпотребных сетевых «звёздочек». Интерес же к «высокой поэзии», работающей на переднем крае языка и смыслов, есть в довольно узком сообществе ценителей и профессионалов (впрочем, так было плюс-минус всегда). Логика появления нашего проекта состоит в том, чтобы использовать интерес аудитории к «поэзии вообще» и привлечь зрителей на спектакли действительно значимых поэтов нашего времени. Создать эталон поэтического вкуса, на который будет равняться аудитория. Театральная форма, которая выбрана в «Сезоне стихов», не случайна. Сегодня лучше всего «заходят» форматы, в которых есть работа на стыке жанров. Мы стараемся делать мероприятия современными, яркими, завлекательными для любого человека, который в принципе готов пойти на культурное мероприятие. Разумеется, эксперименты в области сопряжения театра и поэзии – не новое явление. К примеру, Театр поэтов Влада Маленко уже несколько лет отлично справляется с определёнными задачами. Уникальность же нашего проекта в том, чтобы абстрагироваться от любых цеховых и иных предпочтений, показать репрезентативную выборку поэтов, творящих в настоящий момент. На одной сцене – Дмитрий Воденников и Анна Долгарева, Александр Кушнер и Юрий Кублановский, Олеся Николаева и Юлия Мамочева, Елена Исаева и Алексей Шмелёв. В итоге получается картина, каждый штрих которой – уникальная поэтическая вселенная.
– Как возникла идея «Сезона стихов»?
– Началось всё с моего общения с человеком, которого я считаю одним из своих учителей, – с Эдуардом Бояковым. Ещё до того, как он стал худруком МХАТа, мы беседовали о поэзии и формах, в которых её можно предъявлять миру. Возникло понимание того, что локальные вечера, концерты и спектакли не позволяют продемонстрировать всю полноту современной поэзии. Чтобы действительно сделать поэтический слепок эпохи, необходим размах. Родилась идея антологии поэзии, представленной на сцене. Когда Бояков возглавил МХАТ, идея обрела возможность реализации. К тому же наше начинание поддержало Министерство культуры, а позже – грант мэра Москвы. Запустили «Сезон стихов» в октябре – и уже за осень успели показать 12 спектаклей. Каждый раз – новый поэт, новое пространство образов.
– Что представляют собой спектакли? Судя по анонсам, в каждой постановке – три действующих лица: сам поэт, куратор и актёр театра. Как они взаимодействуют?
– Совершенно верно, в каждом спектакле три участника. Каждый из них выполняет свою функцию, но все вместе они работают на то, чтобы дать зрителю максимальное понимание того, что же представляет собой творчество автора. Куратор в самом начале спектакля вводит публику в курс дела, читает мини-лекцию о поэте и его художественной манере. Стараемся подбирать кураторов так, чтобы они могли в простой форме рассказать о глубинных аспектах творчества поэта и неочевидных закономерностях того, как он делает стихи. Актёр – ещё один непременный участник каждого мероприятия. Его задача – показать преломление поэзии средствами театра и представить понимание стихов автора сторонним, но чутким наблюдателем. Мы работаем как с актёрами МХАТа им. М. Горького, так и с приглашёнными звёздами. И Алиса Гребенщикова с нами сотрудничает, и Ирина Линдт, и Ольга Кабо, и Елена Захарова. Но вообще, самое главное, каждый раз – на сцене чудо. Агния Кузнецова выступала со стихами Алексея Шмелёва на позднем сроке беременности. В спектакле Елены Исаевой работает Павел Устинов, да-да, тот самый – и во МХАТе им. М. Горького. В спектакле Анны Логвиновой сыграл Прохор Чеховской – а буквально через несколько дней вся страна напевала его песню «Ведьмаку заплатите чеканной монетой!». Мхатовский актёр Семён Шевелин готовился читать стихи Игоря Волгина полгода. В спектакле Веры Павловой играл её муж, Николай Терентьев, мим и соратник Вячеслава Полунина, – получилось шоу на стыке театра и цирка.
– Первые спектакли уже состоялись. Прошли вечера Дмитрия Воденникова, Юрия Кублановского, Елены Исаевой, Виктора Куллэ, Александра Кушнера, Максима Амелина, Марии Ватутиной… Как публика принимает поэтов? Могут ли сегодня стихи собрать если не стадион, то театральный зал?
– Скажу без тени иронии – восторженно принимают. Каждый спектакль – это целый мир, в котором оказывается зритель. Эдакая Нарния. Конечно, люди это ценят. Иногда бывают и совсем уж волшебные моменты: на спектакле Александра Кушнера была пятиминутная стоячая овация, зрители просто не хотели уходить. Постепенно сложилась аудитория проекта, это очень чётко видно по активности в соцсетях. Так поклонники одного поэта узнают о других, втягиваются в «обойму» нашего проекта. На самих же спектаклях – аншлаги каждый раз. Интерес к настоящей поэзии, поданной в профессиональном формате, очень велик. После стольких лет подвальной и барной поэзии мы демонстрируем «Риму и миру», что поэт может быть главным действующим лицом продуманного, технологичного, завораживающего шоу.
– Давайте заглянем в будущее. Кого вообще вы хотели бы видеть в проекте в перспективе?
– У нас есть список примерно из 100 имён, это самый цвет сегодняшней поэзии. Разумеется, очень хочется увидеть на нашей сцене Олега Чухонцева, Юнну Мориц и других авторов старшего поколения. К сожалению, не все соглашаются выступить – из политических соображений. Вера Полозкова, Дмитрий Быков, Андрей Родионов… Хотя – кто знает, что будет завтра? Может, когда-нибудь и Александра Кабанова на Третьей сцене МХАТа увидим. Я всегда надеюсь на чудо. Кстати, и с Владом Маленко хотелось бы поработать, его поэзия великолепно соотносится с театральным форматом. Поэт и актёр в одном лице – уникальное сочетание с предельно интересным потенциалом.
Всю зиму спектакли шли на бесплатной основе – спасибо Сергею Собянину за грант! Собственно, остался один вечер со свободным входом. Обещаю нечто совершенно особенное, приходите!
«ЛГ»-досье
Иван Купреянов – поэт, культуртрегер. Родился в г. Жуковском в 1986 году. Окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана, там же пять лет преподавал теоретическую механику. Автор двух поэтических сборников: «Априори» и «Перед грозой». Стоял у истоков культурного арт-проекта «Мужской голос». Основатель продюсерского центра для поэтов «Маяк».
Пригласительный билет
3 марта в 19.00 в рамках проекта «Сезон стихов» на Третьей сцене МХАТа состоится вечер Ивана Купреянова. Куратор – Юлия Мамочева. Актриса – Клаудиа Каин. Режиссёр-постановщик – Эдуард Бояков. Режиссёры: Алексей Шмелёв, Сергей Глазков. Художник – Александр Цветной. Авторы музыки: Виталий Веникеев, Валерия Рэй.
Вход свободный.