Здесь проводится и значительный международный форум «Балет. ХХI век», и Международный конкурс артистов балета «Гран-при Сибири», и Международный конкурс молодых оперных певцов имени Дмитрия Хворостовского, и много других интересных театрально-музыкальных событий, и даже мировые премьеры. Последняя из них – опера для детей и взрослых «Питер Пэн» по одноимённой сказке шотландского писателя Джеймса Барри, которую Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского заказал молодому композитору, музыкальному руководителю Московского театра сатиры Андрею Рубцову. Режиссёр-постановщик и художник по костюмам – молодая москвичка Мария Тихонова. Дирижёр премьерных спектаклей – Андрей Рубцов. Первые показы этой постановки успели пройти до так внезапно прервавшей театральный сезон пандемии коронавируса.
Из современных опер, где есть мелодия и настоящие вокальные партии, мне довелось посмотреть только две – «Последний император» Тань Дуня в Метрополитен-опере с Пласидо Доминго в главной роли и «Сююмбике» Резеды Ахияровой в Татарском государственном театре оперы и балета (Казань). И вот теперь «Питер Пэн» в Красноярске. Конечно, эта опера-сказка не может сравниться с двумя предыдущими произведениями по масштабности сюжетов и постановок, но она замечательна сама по себе – и музыкальным языком, и красивыми вокальными партиями, которыми композитор Андрей Рубцов наградил почти всех действующих лиц оперы, и юмором, заложенным в музыке и визуализированным Марией Тихоновой самым невероятным и восхитительным образом.
Сюжет сказки «Питер Пэн» широко известен: мальчик Питер Пэн (Андрей Колобов), который не хотел становиться взрослым, прилетает в семью Дарлинг, чьей дочери – девочке Венди (Инна Сподина) – осталась всего одна ночь до взросления, и улетает вместе с ней и двумя её младшими братьями Джоном (Вадим Прудников) и Майклом (Игорь Петряков) в волшебную страну Нетландию. Там дети всегда остаются детьми. Питер Пэн в компании сестры и братьев Дарлинг путешествует по необыкновенным местам и встречает на своём пути фею (Александра Черпакова), пиратов, русалок, индейцев и даже Крокодилицу (Валерий Гуклёнков).
Мария Тихонова использует в постановке как традиционные для оперы жёсткие декорации и разнообразный реквизит, так и современные технологии. Всем зрителям в гардеробе выдавали специальные очки, которые надо было надевать в определённые моменты спектакля, чтобы видеть в 3D-проекции полёт Питера Пэна, например. Такая комбинация театральных постановочных приёмов без остатка погрузила зрителей в происходившее на сцене, особенно детей, которые смотрели спектакль настолько заворожённо, что для них в тот момент не существовали ни конфеты в кармане, ни гаджеты, ни гардеробные номерки (ни один ни у кого не упал!), ни даже родители, поскольку последние – представители реального, нашего мира, а дети были – ТАМ, в мире Питера Пэна и его друзей. Там, где чудесно, нежно пела фея Динь и волшебно распыляла пыльцу. А одета она была как настоящая фея XXI века: в брючный костюм защитного цвета, с очаровательными, воздушными крыльями – бантом из розового прозрачного капрона. Там, где важная, пышная и роскошная Крокодилица в оранжевой балетной пачке, с кумачово-красным маникюром на зловеще загнутых когтях и с красными же перепончатыми лапами побеждает в боксёрском поединке Капитана Крюка (Алексей Соколов), там, где потерянные дети (воспитанники Образцовой детской оперной студии при Красноярском театре оперы и балета) ждут своих родителей (каждый – в своей душе).
Александра Черпакова, обладающая нежным, лёгким сопрано, сделала свою фею Динь невероятно хрупкой и человечной. Питер Пэн в исполнении Андрея Колобова был абсолютным мальчишкой-подростком, легко двигался, бегал, прыгал, что не мешало ему выразительно петь и играть, и даже летал по-настоящему, пусть и в формате 3D. Капитан Крюк (Алексей Соколов) с культёй на одной руке, увенчанной внушительным железным крюком, был жесток и опасен, но и в нём промелькивали трогательные нотки и черты.
Небольшие, но запомнившиеся партии Мамы и Папы Дарлинг отлично – и вокально, и актёрски – исполнили Дарья Рябинко и Александр Михалёв.
Сказка сказкой, но в постановке участвовали 123 человека, включая артистов хора и балета, и, конечно, симфонический оркестр Красноярского оперного театра, который явно получал удовольствие от исполняемой музыки.
Чтобы театр заказал композитору детскую оперу – такое в наше время бывает крайне редко. Чтобы новая опера выиграла конкурс (а «Питер Пэн» – победитель конкурса «Новый театр») – тоже случай нечастый. А чтобы опера понравилась сразу и безоговорочно и детям, и взрослым – вообще редкая удача, после которой зрителям хочется летать, как Питер Пэн. А чего хочется создателям и постановщикам этой оперы после её премьеры – можно только предположить.