6 января исполняется 150 лет со дня рождения композитора, который пытался своей музыкой переустроить мир. В этот же день стартует Первый международный фестиваль А.Н. Скрябина.
Это авторский проект нашего выдающегося пианиста Бориса Березовского, имя которого украшает афиши самых престижных залов мира. Но сегодня он отдаёт приоритет России и посвящает своё искусство имени Александра Скрябина.
Размах идеи впечатляет масштабом и нетривиальностью. 22 концерта, восемь залов, почти полсотни солистов, три оркестра. В числе приглашённых артистов – канадский пианист и композитор Марк-Андре Амлен, француз Люка Дебарг, лучшие представители нескольких поколений отечественной фортепианной школы – Михаил Воскресенский, Владимир Овчинников, Борис Березовский, Александр Гиндин, Юрий Фаворин, Дмитрий Маслеев, Андрей Коробейников, Вадим Холоденко, Алексей Чернов, Варвара Мягкова, Михаил Турпанов, Нефели Мусура и другие; известные солисты – скрипачи Павел Милюков и Никита Борисоглебский, виолончелисты Александр Рудин и Борис Андрианов, трубач Кирилл Солдатов, певицы Олеся Петрова и Яна Иванилова; актёры Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов. Приедет из Петербурга Симфонический оркестр Мариинского театра, за пульт которого встанет лично маэстро Валерий Гергиев.
Наряду с признанными мастерами исполнительского искусства в программах фестиваля выступает талантливая молодёжь, студенты российских консерваторий, музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и других городов нашей страны. Фестиваль проходит по инициативе Министерства культуры РФ, организатор – ФГБУК «Росконцерт». Подробные программы и билеты доступны на официальном сайте фестиваля: www.scriabinfest.ru, который радует удобной навигацией.
Говоря о своей концепции, Борис Березовский подчеркивает: «Моя задача – «ликвидировать» определённые пробелы в репертуарной политике, касающейся Скрябина. Несправедливо редко исполняется Первая симфония, например, или, наоборот, последние сонаты. Хочу сделать акцент на сочинениях, немножко подзабытых у нас. Я пригласил участвовать моих друзей-пианистов и уважаемых коллег и дал им карт-бланш, попросив включить в программы не только Скрябина, но и то, что составляет контекст: произведения его современников, последователей и духовных единомышленников». Поэтому музыка юбиляра соседствует с сочинениями и французов – Г. Форе, К. Шимановского, О. Мессиана, и своих соотечественников – С. Танеева, А. Станчинского, А. Александрова и других. Сам Борис Березовский выбрал в соратники Скрябину... Бетховена. «Для меня лично это очевидное пересечение: оба были богоборцами, оба делали акцент на человеке, а не на Боге. У обоих, например, есть сочинения, посвящённые Прометею как символу противостояния человека Богу».
«Прометей», или «Поэма огня», завершит фестиваль 1 марта в Большом зале Московской консерватории. Обещают не только Российский национальный оркестр, хор «Мастера хорового пения», фортепиано и орган, но и световую партитуру согласно тому, как это задумывал композитор.
«Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить торжество. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», – писал Скрябин.
Понять и прочувствовать утопически-прекрасную вселенную этого утончённого эстета даст возможность Первый международный фестиваль А.С. Скрябина. Его экстраординарный масштаб вполне соответствует духу и чаяниям композитора.
Лидия Ордынская