Что значит для Русского мира кровь Донбасса и трагедия Одессы
Суть проекта «Планета Русь» – созидание Русского мира, а в основе – религиозные, социальные концепции Александра Проханова и Александра Нотина. В 2007 году у них возникла идея установить недалеко от Изборской крепости символический крест. Теперь к Священному холму, на котором этот крест возвышается, несут горсти земли из разных уголков планеты, отовсюду, где есть русские люди… В Изборском клубе обсуждали проект, рассуждали о Русском мире, спорили.
Александр Нотин, историк, дипломат, инициатор проекта «Планета Русь»:
– Давление на Россию усиливается. Многие называют это войной: информационной, психологической, войной смыслов. Мне кажется, эта война приобретает духовное значение. Противостоящий нам западный мир постепенно сходит с ума. Я имею в виду не всё общество, а его элиты. Действия этих элит напоминают поведение безумца, который уже самому себе начинает причинять боль. Ведь посмотрите, для Запада величайшая ценность – деньги, но, вводя санкции против России, они делают хуже себе.
Для меня Русский мир – это пространство, в котором русский народ осуществляет свою естественную историческую миссию служения другим народам. Это служение в духе Христовом. Жертвенность, самоотверженность у русского народа в крови.
Россия прошла через тяжёлые периоды: сначала разрушение Белой империи, потом Красной, но сейчас мы ощущаем, что Россия беременна новым миром, вынашивает модель существования, к которой, возможно, потянутся и другие народы.
Мы стоим перед абсолютно новой реальностью. Пока мы ещё внутри либеральной модели. Её попытались привнести на нашу почву, но она не прижилась. Как будет преодолена либеральная модель? Очень важно обойтись без революций. Если посмотреть, кто призывает сейчас к революции, – это, по существу, неотроцкисты, которые и устанавливали эту модель более 20 лет назад.
Алексей Вайц, член Общественной палаты Московской области, член оргкомитета проекта «Планета Русь»:
– Мне легко говорить о Русском мире, потому что 249 лет назад мои предки приехали из германского города Нидды и присягнули на служение России. Русский мир для меня определяется одним ёмким словом – органичность. Русская национальная идея была написана две тысячи лет назад на Голгофе, и это идея жертвенного служения. Иван Христофорович Баграмян, маршал Советского Союза, говорил, если дивизия укомплектована русскими меньше чем на пятьдесят процентов, её можно расформировывать… Значит, есть какая-то закваска в русском духе, в русском человеке.
Недавно на Всемирном русском народном соборе из уст видного мусульманского деятеля прозвучало: «Мы нуждаемся в крепком православии…» Это нормальный, здоровый союз. Сейчас очень большая опасность для межнациональных отношений, когда нам навязывают дистиллят толерантности, в котором народы не взаимодействуют – это ведь не токопроводимый материал. Будучи изолированными друг от друга, в народах зреет конфликт, и их можно столкнуть между собой.
Василий Симчера, доктор экономических наук, член Изборского клуба:
– Многие годы как директор НИИ статистики, как член учёного совета Института русской цивилизации так или иначе я занимался проблемами Русского мира и теперь не хотел бы говорить пафосно о величии этого мира (его сторонником я, безусловно, являюсь)… Русский мир чрезвычайно фальсифицирован. Не столько фактологией, сколько легендами, претензиями на исключительность, противопоставлением всему и вся… Это даже у нейтральных людей вызывает раздражение. Мне кажется, фундаментальная проблема – это неумение заявить о себе, сказать правду и никого при этом не обидеть. Ведь и другие народы имеют очень похожие ценности. Я сам русин, представитель малого народа, униатство – волею судеб. Тем не менее наши ценности совпадают.
Конечно, нужно культивировать любовь к России… Но к какой России? Ведь у нас две России. Мы имеем Россию, которая на 70% оккупирована, это я как специалист говорю, с научной точки зрения, не с пропагандистской. По статистике у нас в экономике конечных учредителей иностранного, офшорного происхождения – 70 %. И культивировать любовь к такой России – это значит призывать к любви к бандитам. Мы должны быть за национальную Россию, радоваться успехам такой России…
Люди верят не словам и даже не цифрам, а интуиции. Не хотят они работать на эксплуататоров, не хотят быть мастеровитыми людьми и мастеровитую Россию показывать – они «отбывают номер». А измените ситуацию, и изменится человек!
Галина Запорожцева, координатор движения «Матери Украины», полковник милиции в отставке, один из лидеров общины украинских политэмигрантов в России:
– Можно много говорить о теории, идеологии, но я практик. Представляю здесь два города – Киев, где долго жила, работала, и Одессу, в которой родилась. Я помню многотысячные митинги в апреле 2014 года, когда одесситы скандировали «Россия, мы с тобой», но Россия не услышала, к сожалению… Сейчас наши женщины выходят на Куликово поле каждое воскресенье, их там бьют, травят собаками, арестовывают, но об этих гонениях мало здесь известно, потому что всё внимание сосредоточено на Донбассе. Но есть и сопротивление в Одессе, Николаеве, Киеве.Там люди остались один на один со своей бедой, и мы можем вполне провести аналогии с Талергофской трагедией. Сто лет назад люди Русского мира остались один на один с австро-венграми, и многие были уничтожены.
В России столько юристов, столько правозащитников, и ни разу не поднят вопрос о подготовке документов в ООН, чтобы мировое сообщество признало геноцид русского народа. Тогда геноцид осуществлялся на территории Галицкой Руси, сейчас этот процесс движется на Донбасс…
Хочу сказать и о тех, кто был вынужден приехать с Украины в Россию. Нас здесь называют иностранцами. Для того чтобы себя легализовать, нужно преодолеть огромные препоны… Граждане Украины, которые сюда приехали, в большинстве своём – люди русские, люди русской культуры. А Россия их приняла как иностранцев...
Хорошо разрабатывать идеологию Русского мира, хорошо говорить о высоких материях... Но я хотела бы обратиться ко всем с просьбой о помощи. Мы пытаемся пробиться к власти, чтобы решать вопросы на законном основании, но нас не слышат. Хотя от того, что мы сталкиваемся с чиновничеством, русский дух в нас не сломится…
Люди, которые скакали на Майдане, наскакали нам Русский мир… Именно они, три месяца издеваясь над нашим «Беркутом», сделали так, что мы вспомнили, кто мы. С нас сняли кожу, и мы живым нервом ощущаем теперь Русский мир.
Протоиерей Павел Батарчуков, настоятель храма Всех Скорбящих Радость в Луганске:
– Я приехал в Москву в цивильном, без рясы, чтобы никто не уличил, что я, священник, лезу в политику. Захотел высказаться здесь, в нашей Белокаменной, которую мы любим, которая является для нас некой путеводной звездой. Во время «Русской весны» мы брали в руки российский флаг, говорили: «Россия с нами». Повторяли: Россия, Россия, Россия… Мы пишем историю с листа, и мы нуждаемся в понимании и помощи – не финансовой, а чтобы заработали институты Русского мира. Чтобы всё, что нарабатывается экспертами, историками, политиками, нашло применение на нашей обагрённой, омытой, очищенной кровью земле Новороссии… Я приехал именно с этой просьбой…
У нас некоторые боятся, что если вернутся эсбэушники, то дадут по 20 лет за свержение власти, а я говорю: что вы боитесь, мы уже 25 лет отсидели при Украине… Из нас 25 лет выдавливали всё русское. И позволю себе сказать, что мы сохранились благодаря святому православию. Потому что мы не разделились, не ушли от патриарха Московского…
Спасибо России за поддержку, спасибо русскому народу, что не забываете… Ну и конечно, хотелось бы мне, русскому человеку, как и многим моим братьям по несчастью, почувствовать, что я не брошен, взять в руки паспорт гражданина России. Это моя земная предельная мечта. Чтобы я не стоял сто пятым номером в больнице, сдавая кровь на сифилис и всё остальное. Не потому, что у меня гордыня… Ещё раз призываю, прошу – нужно убирать все эти моменты, которые работают против русского человека. Потому что оттуда, из Киева, всё это используется в пропаганде, звонят, спрашивают с издёвкой: ну что, дала вам гражданство ваша Россия?..
Подготовил Вадим Попов