Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 марта 2025 г.
  4. № 10 (6974) (11.03.2025)
Культура

Планета Юрского

Актёр и режиссёр рекрутировал людей в интеллигенцию

15 марта 2025
Владимир Целик / РИА НОВОСТИ

Сегодня, когда актёра, удачно сыгравшего роль или две в телевизионном сериале, средства массовой информации упорно именуют звездой, всё чаще хочется думать не о звёздном небе над нами, а о нравственном законе внутри нас. И тогда в памяти мгновенно возникают Планеты, которые со сцен и экранов, на публичных лекциях, диспутах, поэтических вечерах, в научных и исторических открытиях пробуждали в каждом зрителе не просто «чувства добрые», но благородные мысли, высокие устремления, неподдельность нравственного чувства. То, о чём сказал Сергей Юрьевич Юрский в своей замечательной книге «Игра в жизнь»: «Горжусь тем, что (не я один, конечно, но среди других и я) рекрутировал людей в интеллигенцию».

Это и была жизненная цель и сверхзадача тех, кого мы называем сегодня Планетами. И я в числе тех, кто старше или несколько моложе, горжусь тем, что нам выпало на долю это время: золотой век театра, кино, литературы и многого другого.

Сергей Юрский, 90-летие которого со дня рождения приходится на 16 марта, был не просто уникальным артистом, не ведавшим границ определённого жанра, но и режиссёром, писателем, драматургом, выдающимся мастером художественного чтения. Иными словами – он и был одной из тех Планет, для разглядывания которых не надо было пользоваться особыми приборами. Уникальный для всех, он был для каждого свой. Для тех, кто видел Юрского только на экране; для тех, кто успел влюбиться в актёра на сценах ленинградского БДТ и московских театров имени Моссовета и «Школа современной пьесы»; для тех, кто едва ли не выламывал двери в огромные концертные залы, чтобы услышать, как Сергей Юрьевич читает стихи и прозу.

Кажется, он никогда и ни в чём не повторялся: подвижная мимика всякий раз меняла не только лицо, но и весь облик; богатейший интонациями голос не просто оживлял человека, но непостижимым образом на наших глазах создавал облик, характер, социальную принадлежность персонажа. И это было чудо, когда в одном концерте, не меняя, казалось бы, ничего, блистательный актёр представал пациентом больницы или весовщиком Михаила Зощенко, всеми сразу очень разными персонажами английской «Баллады о королевском бутерброде», героями пушкинского «Домика в Коломне»…

Мой Сергей Юрский начался с Чацкого в спектаклях Г.А. Товстоногова «Горе от ума», Тузенбаха в чеховских «Трёх сёстрах», лейтенанта Часовникова в «Океане» А. Штейна и продолжался неузнаваемым и завораживающим Осипом в гоголевском «Ревизоре», невероятно смешным Адамом в «Божественной комедии» И. Штока, зловещим, страшным Дживоллой в «Карьере Артуро Уи» Б. Брехта, трогательным и ехидным, заботливым и шалопаистым Илико в «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. Думбадзе в постановке Рубена Агамирзяна, мудрым Эзопом Г. Фигейредо в спектакле «Лиса и виноград», незабываемым шекспировским Генрихом IV, профессором Полежаевым в «Беспокойной старости» Л. Рахманова…

И были поставлены на сцене БДТ и запечатлены телевидением «Мольер» М. Булгакова, где Юрский выступил как режиссёр и актёр, «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой, на телевидении – упоительная «Большая кошачья сказка» по Р. Киплингу, «Фиеста» по Э. Хемингуэю… Невозможно перечислить всё, что сыграно и поставлено Сергеем Юрьевичем на телевидении, радио, в московских театрах, его обширную и разнообразную концертную деятельность, которая в конечном счёте и рекрутировала огромные аудитории зрителей и слушателей в интеллигенцию.

Среди многочисленных спектаклей в московских театрах у каждого, скорее всего, найдутся свои горячие поклонники. Для кого-то именно Сергей Юрский среди первых открыл, какие глубины скрыты в театре абсурда Эжена Ионеско; кого-то покорил и надолго запомнился спектакль МХАТ имени А.П. Чехова и АРТели АРТистов Сергея Юрского «Игроки-XXI» по пьесе Н. Гоголя «Игроки», в котором он, будучи режиссёром, сыграл Глова. Для меня же одним из самых ярких, чувственных и глубоких остался спектакль «Тема с вариациями» С. Алёшина, который Сергей Юрьевич поставил и сыграл в нём вместе с Ростиславом Пляттом и Маргаритой Тереховой. И не могу забыть лицемерного, лживого, убеждённого в своих правах и речах Фому Опискина из спектакля Павла Хомского по «Селу Степанчикову и его обитателям» Ф.М. Достоевского. И как не вспомнить поставленный Юрским спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского, в котором он сыграл Грознова и свою последнюю роль сыграла Фаина Раневская.

Что же касается многочисленных и невероятно разнообразных ролей в кинематографе и на телевидении, для меня непревзойдённым остался Импровизатор в «Маленьких трагедиях» М. Швейцера. Сколько раз, особенно в последние годы, видела я спектакли по пушкинскому шедевру, которые включали и этот фрагмент прозы, каким-то внутренним слухом слышала интонации Юрского, внутренним зрением видела его застывшее, вдохновенное лицо. И, конечно, любимый учитель Викниксор из «Республики ШКИД», русский интеллигент, которому досталась толпа беспризорников для воспитания из них людей светлого будущего. И его уроки не только по школьной программе, а прежде всего поведенческие были направлены на то, чтобы пробудить в каждом нравственное чувство. Пробудить без пафоса, громких речей и воззваний.

Ну а что уж говорить о дяде Мите из фильма «Любовь и голуби», которому отданы сердца многомиллионной кинозрительской массы! Фильм часто показывают по разным программам телевидения, а люди, не стесняясь ностальгических чувств, пересматривают его бесконечно, зная едва ли не наизусть. Или об Остапе Бендере из «Золотого телёнка», или отнюдь не сказочном, а очень даже вневременном злодее Тарталье из «Короля-оленя», или, наконец, об отце Бродского из замечательного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». И о фильме по собственному сценарию «Чернов/Chernov», во многом опередившем своё время…

А если вспомнить ещё пушкинского «Евгения Онегина», который сопровождал актёра всю жизнь, записанный впервые на прямом эфире в Ленинграде, снятый затем телевидением и с грандиозным успехом многократно сыгранный в концертных программах, – вряд ли хватит слов…

Сколько же дала нам Планета Юрского – не разгаданного до конца Мастера, Творца. Всё им сделанное неведомой силой влекло понять какие-то очень важные вещи. О себе и о мире. Те, без которых жизнь станет скудна и бессмысленна.

И удивительное чувство испытываешь, пересматривая фильмы, выискивая в интернете запечатлённые, пусть и фрагментарно, отрывки спектаклей, концертов, капустников, когда артисты ленинградского БДТ во главе с Георгием Александровичем Товстоноговым приезжали на встречи с московскими артистами, – невольно, но постоянно всплывают в памяти строчки стихотворения Сергея Юрского:

Фаина Раневская и Сергей Юрский в спектакле «Правда – хорошо, а счастье лучше» / Христофоров / РИА НОВОСТИ

Мы надеемся, ждём, мы мечтаем о том,

чтоб скорее пришло

то, что будет потом.

……………….

В нашей несуществующей сонной душе

всё застывшее всхлипнет и с криком проснётся…


И оно просыпается, напоминая о том, как же мы были счастливы, когда видели планеты и склоняли перед ними головы… 

Тэги: Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Здесь каждый становится гением

    30.05.2025
  • «Сталинградские струны» Маргариты Агашиной

    16.05.2025
  • Святой треугольник

    15.05.2025
  • Своим путём

    14.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • Чадо питерских инженеров

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS