
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Всего 47 лет жизни, но сколько всего успел и какую добрую память оставил о себе этот человек! Фронтовик, Герой Советского Союза, чьим именем названа улица в Орске, ведущая к железнодорожной станции, и даже теплоход Волжского речного пароходства. А ещё он родоначальник династии железнодорожников…
Николай Прокофьевич Шелухин родился в крестьянской семье, в селе Львовка Аркадакского района Саратовской области. Он из того поколения, которое вынесло основные тяготы Великой Отечественной. В январе 1942 года 20-летний молодой человек с 3-го курса Астраханского речного техникума был призван в Красную армию и направлен в Астраханское пехотное училище. Окончил его по ускоренной программе – и направился в действующую армию.
15 января 1943-го, во время наступления под Острогожском, младший лейтенант Николай Шелухин получил первое тяжёлое ранение. После скорого лечения в госпитале вернулся в свою роту. 24 сентября 737-й стрелковый полк, в котором сражался Шелухин, вышел к Днепру в районе города Канева. Битва за Днепр – это длинная череда взаимосвязанных наступательных и оборонительных операций, в которых с противоположных сторон приняли участие около 4 млн солдат и офицеров. И главную роль в них сыграли советские стрелковые части. Они первыми, под огнём, должны были переправляться через Днепр и отвоёвывать у гитлеровцев плацдармы. А Шелухин командовал ротой автоматчиков 737-го стрелкового полка 206-й стрелковой дивизии 47-й армии.

Позиции на Днепре гитлеровцы по приказу своего фюрера должны были защищать любой ценой, спешно обустраивая оборонительные рубежи на правобережной Украине. Немецкие стратеги считали, что Красная армия не сумеет преодолеть эту водную преграду, сломается при попытках форсировать широкую реку в холодную погоду, в условиях, когда вермахт мог вести прицельный огонь, контролируя перемещения советских войск. В те дни многое зависело от таких офицеров, как Шелухин. Ему поручили возглавить небольшой отряд, который должен был отвлечь на себя гитлеровцев, пока основные силы будут готовить переправу там, где враг не ждал. «Мы должны создать у противника впечатление, что именно здесь начнётся широкое наступление», – прямо сказал лейтенанту командир дивизии (кстати, о похожем эпизоде рассказал Юрий Бондарев в повести «Батальоны просят огня»).
В ночь на 25 сентября 1943 года Шелухин во главе отряда разведчиков скрытно переправился через Днепр. Вскоре начался бой с гитлеровцами. Шелухинцы сражались до последнего патрона, не рассчитывая на пополнение. К исходу сражения из 90 человек в живых осталось только трое, включая самого Шелухина. Ночью троим храбрецам удалось переплыть Днепр на разбитом плоту и вернуться на левый берег. А основные войска форсировали Днепр немного южнее, в районе села Пекари. Ценой своих жизней разведчики обеспечили им благополучную переправу.
Командование доверяло ему самые непростые и опасные задания. Прошёл день – и лейтенант получил новый приказ: провести разведку боем в районе высоты 243,2, на которой немцам удалось закрепиться. Бойцам удалось определить слабые места обороны – и высоту наши войска освободили. Но Николая Шелухина друзья вынесли из боя с тяжёлым ранением. На этот раз лечиться пришлось долго. Врачи говорили, что лейтенанту чудом удалось обмануть смерть.
В марте 1944 года его выписали из госпиталя с инвалидностью. Но через полгода Шелухин добился возвращения в строй – и воевал до Победы. Снова захватывал плацдармы, продвигаясь вперёд.
Его вызывали с фронта, чтобы вручить награду за подвиги. 13 июня 1944 года вышел приказ о присвоении лейтенанту ордена Ленина и «Золотой Звезды» Героя Советского Союза – «за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки». К тому времени он уже был кавалером ордена Красной Звезды. А завершил войну Николай Шелухин в Чехословакии. О демобилизации он не думал, однако надолго остаться в армии после войны герой не мог: слишком тяжелы были ранения.
Он недолго раздумывал, какую мирную профессию выбрать. Стальные магистрали, локомотивы стали призванием Шелухина! Отставной офицер, ещё носивший военную форму, поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. Учился по-настоящему, не надеясь на поблажки. В Узбекистане встретил свою любовь, создал семью. С дипломом инженера его распределили в Оренбургскую область, в город Орск. Там Николай Прокофьевич начал работать в локомотивном депо приёмщиком паровозов. Технику знал досконально, осматривал локомотивы придирчиво, замечая малейшие недоделки и неисправности. Потом был помощником машиниста, инструктором политотдела Орского отделения дороги. Окончил курсы по переквалификации дипломированных инженеров с паровозов на тепловозы. Стал мастером большого ремонта тепловозов. Занимался государственной приёмкой локомотивов после ремонта. Любил и знал свою работу.
Для всего депо он очень быстро стал прежде всего мудрым советчиком. Недаром он организовал в депо совет рабочей чести и совет наставников, помогавший молодым специалистам. Шелухин умел, не повышая голоса, объяснить опытным работникам депо педагогическую задачу – и те брали шефство над молодыми ремонтниками. Дело спорилось, в депо сложился сплочённый коллектив.
Фронтовика-железнодорожника уважали как руководителя, а вот о его боевых подвигах сослуживцы узнали далеко не сразу, практически случайно. Николай Прокофьевич редко рассказывал о войне, не носил орденов, был неимоверно скромен – немудрено, что в депо почти никто не знал, что рядом с ними трудится Герой Советского Союза. Он отдал железной дороге более 17 лет, и только в последние годы жизни Шелухина стали приглашать на ветеранские встречи. Где он, перебарывая застенчивость, рассказывал о Великой Отечественной. Отважный и решительный в бою, в мирной жизни он предпочитал держаться в тени. Гораздо больше говоря о боевых товарищах, чем о себе.
Герою (точнее, его семье, в которой было трое детей) выделили новую трёхкомнатную квартиру. Николай Прокофьевич даже ездил в неё, наблюдал, как строители доделывали ремонт. Вот только пожить там, на улице Спортивной города Орска, он не успел. После смерти отца Шелухин тяжело заболел и до срока, в расцвете сил, ушёл из жизни. В неполные 47 лет.
Есть у поэта и военного журналиста Семёна Гудзенко такие строки:

Мы не от старости умрём,
от старых ран умрём.
Это и про Николая Прокофьевича Шелухина. О боевом и трудовом пути которого теперь можно узнать и в небольшом музее локомотивного депо, и в музее истории Орского отделения Южно-Уральской железной дороги. Там хранятся и личные вещи героя.
В 1977 году именем Шелухина, как уже было сказано, назвали теплоход. Руководство локомотивного депо учредило приз имени Н.П. Шелухина – им награждались передовые комсомольско-молодёжные бригады. Вдохновлённые примером Николая Прокофьевича, железнодорожные профессии выбрали его дочь, сын, зять и три внука…
В Орске, в сквере Славы, в память о фронтовике и железнодорожнике установлен бюст. Бронзовый Шелухин – молодой, как в военные годы.