Анна Гедымин. Нечаянная проза. Издательские решения, 2017. 102 с.
«Нечаянная проза» – это первый прозаический сборник московской поэтессы Анны Гедымин.
Эпиграф к книге – строчка из Пушкина: «Печаль моя светла…» – максимально точно отражает настроение всех вошедших в этот небольшой сборник произведений. Это настроение ранней осени, наполненное смутным ощущением тоски по чему-то несбывшемуся или вовсе несбыточному. И вместе с тем сквозь эту тоску всегда пробивается свет радости, не яркий, а приглушённый, но уверенный и греющий. Вообще тональность прозы Анны Гедымин очень тёплая, человечная, катарсическая по своей природе вне зависимости от счастливого, несчастливого или открытого финала. Важно не столько происходящее в том или ином рассказе, сколько само драгоценное вещество жизни, лёгкие и почти неуловимые моменты бытия, запечатлеть которые гораздо сложнее, чем выстроить сюжетную канву повествования.
Открывает сборник повесть «Я, Чижик, торжественно обещаю…». Несмотря на то что главные героини этой истории – две девочки и рассказывается в ней о их дружбе и приключениях, рассчитана повесть всё-таки на взрослого читателя, который сможет оценить замечательную авторскую иронию. Вот, например, небольшая зарисовка из жизни подруг: «Правда, один повод для постоянных ссор всё же остался. Я имею в виду рисование. Понимаешь, Ира прекрасно рисовала, особенно людей. У неё получались уморительные и очень похожие портреты знакомых, родственников. И собственные тоже. Это, конечно, хорошо, да только рисовала Чижик неправильно – начиная с ног. То есть сначала на бумаге появлялись башмаки, потом остальная часть ног, а уж потом туловище, руки и голова. Я не могла терпеть в своей лучшей подруге такой изъян…»
Совсем по-другому звучат включённые в сборник короткие рассказы. Иронии в них практически нет, а вот грусти – какой-то возвышенной, поэтичной – хоть отбавляй. Чего только стоит история о случайной встрече двух всю жизнь друг друга любивших людей, рассорившихся и разбежавшихся в молодости из-за какой-то глупости… И вот санаторий, куда они оба отправились отдохнуть, восполнить растраченные на ежедневный быт силы. У каждого из них – своя жизнь, выстроенная с другим, нелюбимым человеком. И ничего уже не вернуть, не исправить – тем больнее подобные встречи: «Завтра ей предстояло вернуться домой, а ему – к привычным делам, к семье, работе. Её ждали блаженные грёзы о нём – а его о ней. Он сказал, что, как это ни глупо, любил всю жизнь только её. Она неожиданно резко ответила: «Не ври». И попросила его уйти. А что ещё они могли сделать, чтобы облегчить друг другу это последнее расставание?..»
Впрочем, поэт, который начал писать прозу – всё-таки поэт: это чувствуется, скажем, во множестве образов, эпитетов, которыми наполнены рассказы. Вот как пишет об этом сама Гедымин: «…смены жанров не произошло: стихи – это по-прежнему главное, дар Божий, а рассказы – это моменты счастливого и какого-то полузаконного труда. Когда есть время и возможность сесть за стол и записать то, что насочинялось во время прогулки по парку, а то и просто по пути в магазин».
Валерия Галкина