Накануне Нового года литературная общественность взволновалась: 30 декабря в «МК» появился фельетон Михаила Кустова «Плутовской детектив из жизни писателей». Шутка ли! Оказалось, поэт-хозяйственник Иван Переверзин прославился не только своими имущественно-финансовыми вольностями, которые теперь с дотошностью пушкинистов изучают сразу несколько следователей, он ещё к тому же простодушно выдавал себя за выпускника двух престижных вузов, хотя их никогда не оканчивал.
Не успели писатели отволноваться, как грянул суд. Нет, не Страшный. Впрочем, для кого как… 13 января коллегия Московского городского суда рассмотрела кассационную жалобу бывшего директора МЛФ Переверзина на решение Савёловского суда, признавшего 5-ю конференцию МЛФ, самовольно проведённую 15 апреля, а также все её решения незаконными. На заседание пришло много писателей. Шумели. Судья призывала к спокойствию. Они роптали. Куняево-переверзенский адвокат Инна Фоминых, выступая перед судом, чем-то напоминала Остапа Бендера, который давно уже понял, что безнадёжно проиграл шахматную партию, но продолжал, если помните, изображать из себя гроссмейстера. Примкнувший к ней Владимир Бояринов представил суду вновь открывшиеся документы, подписанные председателем Московской городской писательской организации Владимиром Гусевым и призванные спасти плачевную ситуацию. Мы связались с Гусевым по телефону, и он заверил нас, что никаких таких документов не подписывал. Подлог, получается? Эх, Бояринов! С кем поведёшься…
Но особенно всех тронуло выступление главного писателя Московской области Льва Котюкова. Со слезами на глазах он поведал о том, как хоронит подмосковных литераторов буквально за свои деньги, но обвинил в этом почему-то истца Георгия Зайцева. Странно! Не Зайцев, а Переверзин, котюковский соратник по перу и борьбе, контролирует финансы Литфонда России, Международного литфонда, а с недавних пор и Международного сообщества писательских союзов. С него бы и спрашивал, сердешный! Переверзин ведь оплачивает за счёт Литфонда (об этом «ЛГ» подробно писала) услуги соратников по борьбе, свои собственные концерты в престижных залах Москвы, издание пудовых альбомов Ильи Глазунова, прекрасного, но не самого бедного живописца. Откуда ж взять деньги на похороны писателей?
После прений сторон суд удалился, вернулся и постановил: «Признать незаконной 5-ю отчётно-выборную конференцию МООП «Международный литературный фонд», проведённую 15.04.08, признать незаконными принятые на этой конференции решения, признать незаконными заседание президиума МЛФ от 15.04.08 и заседание бюро президиума МЛФ от 15.04, признать недействительными принятые на этих заседаниях решения». Попросту говоря: решения об избрании Куняева председателем президиума МЛФ, а Переверзина его первым заместителем и директором МЛФ отменены. Истцам Зайцеву, Сидорову и Кузнецову было отказано лишь в пункте, требовавшем отменить регистрацию незаконной 5-й конференции МЛФ в Минюсте. И такое решение понятно: в противном случае получается «масло масляное». Ведь регистрация признанной по суду незаконной конференции вместе со всеми её решениями отменятся автоматически, в установленном порядке. Специального судебного решения для этого не требуется.
Куняево-переверзенцы кричали судьям: «Позор!» А Ренат Мухамадиев отчитывал служительниц Фемиды как провинившихся школьниц. Огорчение их понять можно. Тому же Куняеву обидно из председателя снова стать рядовым членом МЛФ, пишущим жалобные заявления с просьбой дать хоть какую-то дачку, а то стихи сочинять негде. (Образчик такой «малявы» имеется в редакции.) Да и Переверзину нестерпимо горько утратить свой главный финансовый пост: ведь в Литфонде России продано уже всё, что только можно, а в МСПС главный – пока ещё Сергей Михалков, ему хоть и 95 лет, а не забалуешь!
Однако самое удивительное началось 16 января. Переверзин и Куняев, ставшие три дня назад по решению суда ничем, тем не менее собрали «6-ю конференцию МЛФ», стоившую, по самым скромным подсчётам, до миллиона рублей. Адвокат Инна Фоминых бодро доложила, что дело они выиграли и теперь вполне легитимны, поскольку Горсуд исключил пункт об отмене регистрации по изложенным выше мотивам. Как квалифицировать такое наглое введение в заблуждение своих клиентов и манипуляцию правовым сознанием писателей? Об этом мы обязательно спросим председателя Московской коллегии адвокатов Генри Резника. Считайте, уже спросили.
Но так или иначе обманутые делегаты виртуальной конференции начали буйно голосовать. За что? Для начала порешили, что союзы писателей стран СНГ, в своё время учредившие Международный литфонд, превращаются теперь в рядовые, бесправные отделения. Хорошо, что всё это понарошку, а то ведь такое решение могло бы навсегда поссорить писателей России с их коллегами на постсоветском пространстве.
Постановили также изменить юридический адрес: теперь не «улица Усиевича, 8», а «Гоголевский бульвар, 8», где расположен Литфонд России. Напомним, что это здание семь лет назад помогла писателям получить в собственность именно «ЛГ». Зачем поменяли адрес? А чтобы обращаться теперь не в «плохой» Савёловский суд, а, как они надеются, в «хороший» Хамовнический. Но нас терзают смутные сомнения: не разделит ли теперь помещение на улице Усиевича судьбу детского сада на «Аэропорте», утраченного благодаря Переверзину без всяких видимых материальных выгод для писателей?
Ну а потом мастера слова занялись самым приятным. По инициативе, хотите верьте – хотите нет, адвоката Инны Фоминых (Генри Резник, где вы?) во второй раз дружно исключили из МЛФ Кузнецова, Кондакову, Полякова и по первому разу – Ерёменко, Куницына, Зайцева, Сидорова. Этих, видимо, за то, что свидетельствовали против Переверзина в Савёловском суде. Постановили выгнать всех исключённых с дач. Странно, что к десяти годам без права переписки не приговорили! Громче всех звали изгнать, выселить и поделить Виктор Смирнов, пока ещё руководитель смоленских писателей, и Николай Дорошенко, в прошлом любимый студент-воспитанник профессора Феликса Кузнецова в Литинституте. Куняев же требовал исключить ещё и Евтушенко за то, что Видновский суд в 2003 году признал Евгения Александровича собственником дачи, которую поэт воздвиг в Переделкине за свой счёт. Но собравшиеся всё-таки пощадили автора поэмы «Под кожей статуи Свободы», решив, наверное, что жизнь на чужбине, в Америке, – это тоже по-своему наказание.
Остаётся надеяться, что А.В. Степанов, ныне ответственный работник департамента некоммерческих организаций Минюста, а в прошлом руководитель управления Росрегистрации, не узаконит в ударные сроки эту безответственную сходку, как он поступил весной прошлого года, за два дня зарегистрировав «5-ю конференцию». А ведь тогда десятки писательских организаций просили его не торопиться, разобраться, вникнуть. Не вник почему-то, поспешил зачем-то. И это при традиционной медлительности наших столоначальников! Чтобы исправить ошибку чиновника, на суды и скандалы ушёл почти год, а сколько ушло за это время писательских средств и имущества, ещё только предстоит выяснить. Много, наверное! Ведь речь-то идёт уже не о плутовском детективе про похождения поэта-хозяйственника Переверзина. Нет! Подымай выше! Это настоящий плутовской эпос!