Михаил Сеславинский. Мир книг и автографов в «Столице и усадьбе». – М.: Про книги. Журнал библиофила, 2024. – 264 с.: ил.
Летом этого года в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвящённая первому отечественному глянцевому журналу – «Столица и усадьба» (Петроград, 1913–1917; 90 номеров). Приуроченное к выставке издание, подготовленное председателем Национального союза библиофилов Михаилом Сеславинским, представляет материалы журнала, посвящённые «миру книг и автографов». Хотя материалы эти едва ли могли масштабно заинтересовать целевую аудиторию «Столицы и усадьбы» – библиофильство и коллекционирование по сей день остаются занятиями элитарными, – в журнале они занимали не последнее место.
Во вступительной статье составителя можно найти увлекательные сведения по истории журнала, а также краткую биографию его основателя и главного редактора Владимира Крымова, после Октябрьского переворота оказавшегося, как и многие авторы «Столицы и усадьбы», в эмиграции. Собственно, благодаря вполне прагматическому стремлению Крымова вступить в престижный Английский клуб, дабы обзавестись полезными знакомствами, читатель получил «двухнедельный роскошный журнал совершенно нового в России типа, по образцу английских».
Михаил Сеславинский подчёркивает в предисловии, что книга сформатирована несколько эклектично. Пожалуй, наиболее соответствует этому определению раздел «Книжный мир: Анонсы, обзоры, рецензии». Здесь разнообразие и тематическое – от каталогов и краеведения до мемуаров и беллетристики, и стилистическое – от кратких заметок до пространных отзывов. Бросается в глаза полное отсутствие в журнале рецензий на издания, касающиеся литературы и искусства модернизма; едва ли не единственные исключения – рецензии на скандально известную «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями Константина Сомова и второй сборник стихов Веры Инбер.
Основную нагрузку несёт, конечно, раздел «Очерки и зарисовки о книгах, автографах и коллекционерах», хотя по объёму большинство помещённых в нём материалов – это полноценные статьи. Весьма интересны тексты Владимира Уманова-Каплуновского: с подлинным знанием дела повествует он об альбомах доктора Василия Бертенсона, академика Петра Кёппена, кружка «Вечера Случевского» (в коем автор числился секретарём и председателем правления), о коллекциях Платона Вакселя и его приёмного сына Эрнеста Юргенсона, наконец, об альбоме из собственного собрания (данная статья воспроизведена в книге факсимильно). Вполне держится в рамках темы и потомок рода Муравьёвых, представляющий публике реликвии из семейного собрания, уделяя особое внимание карикатурам Николая Степанова на известных деятелей культуры. Крупные пушкинисты своего времени Николай Лернер и Пётр Морозов, разумеется, пишут с уклоном в литературоведение, фокусируясь на главном предмете своих исследований, а первый заодно подвергает уничтожающей критике новейших иллюстраторов «Евгения Онегина». Владимир Адарюков ожидаемо сосредотачивается на иконографии («Русские литографированные портреты»), Валентин Сперанский – на философском аспекте («Вышла ли книга из моды?»). Андрей Левинсон затрагивает финансовую сторону вопроса («Искусство и деньги»), Виктор Ирецкий (Гликман) – тему подделок на антикварном рынке, а Эпикур (Алексей Рубинштейн) – проблему перегруженности рынка изданиями, роскошными по оформлению, но скудными по содержанию. Наконец, анонимная статья в конце раздела посвящена обзору истории экслибриса.
Книга оформлена со вкусом и уважением к первоисточнику и эпохе: оригинальные сопроводительные иллюстрации к статьям и рецензиям в основном сохранены, имеется особый иллюстративный раздел «Реклама, факсимиле и «о прочемъ», воспроизводятся дарственные надписи из частных собраний.
Согласимся с мнением Константина Эрнста, чей отзыв об издании приведён на задней стороне обложки: «Мозаика из рукописных альбомов, исторических исследований и беллетристики, дополненная богатым иллюстративным рядом, наполняет издание острым ароматом эпохи и будет интересна не только собирателям и исследователям, но и широкому читательскому кругу».
Добавим, что читатель наверняка улыбнётся и негодующим инвективам Лернера, и громоздкому философствованию Сперанского, и рецензии на курьёзный опус Сергея Минцлова: «Странное… О влиянии имени на судьбу человека». Остаётся поблагодарить составителя и редакционно-издательский коллектив за увеселительное и душеполезное чтение.
Владислав Резвый,
ИМЛИ