Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 августа 2024 г.
  4. № 31 (6945) (07.08.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

По «английскому» образцу

07 августа 2024

Михаил Сеславинский. Мир книг и автографов в «Столице и усадьбе». – М.: Про книги. Журнал библиофила, 2024. – 264 с.: ил.

Летом этого года в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Журнал красивой жизни», посвящённая первому отечественному глянцевому журналу – «Столица и усадьба» (Петроград, 1913–1917; 90 номеров). Приуроченное к выставке издание, подготовленное председателем Национального союза библиофилов Михаилом Сеславинским, представляет материалы журнала, посвящённые «миру книг и автографов». Хотя материалы эти едва ли могли масштабно заинтересовать целевую аудиторию «Столицы и усадьбы» – библиофильство и коллекционирование по сей день остаются занятиями элитарными, – в журнале они занимали не последнее место.

Во вступительной статье составителя можно найти увлекательные сведения по истории журнала, а также краткую биографию его основателя и главного редактора Владимира Крымова, после Октябрьского переворота оказавшегося, как и многие авторы «Столицы и усадьбы», в эмиграции. Собственно, благодаря вполне прагматическому стремлению Крымова вступить в престижный Английский клуб, дабы обзавестись полезными знакомствами, читатель получил «двухнедельный роскошный журнал совершенно нового в России типа, по образцу английских».

Михаил Сеславинский подчёркивает в предисловии, что книга сформатирована несколько эклектично. Пожалуй, наиболее соответствует этому определению раздел «Книжный мир: Анонсы, обзоры, рецензии». Здесь разнообразие и тематическое – от каталогов и краеведения до мемуаров и беллетристики, и стилистическое – от кратких заметок до пространных отзывов. Бросается в глаза полное отсутствие в журнале рецензий на издания, касающиеся литературы и искусства модернизма; едва ли не единственные исключения – рецензии на скандально известную «Книгу маркизы» с эротическими иллюстрациями Константина Сомова и второй сборник стихов Веры Инбер.

Основную нагрузку несёт, конечно, раздел «Очерки и зарисовки о книгах, автографах и коллекционерах», хотя по объёму большинство помещённых в нём материалов – это полноценные статьи. Весьма интересны тексты Владимира Уманова-Каплуновского: с подлинным знанием дела повествует он об альбомах доктора Василия Бертенсона, академика Петра Кёппена, кружка «Вечера Случевского» (в коем автор числился секретарём и председателем правления), о коллекциях Платона Вакселя и его приёмного сына Эрнеста Юргенсона, наконец, об альбоме из собственного собрания (данная статья воспроизведена в книге факсимильно). Вполне держится в рамках темы и потомок рода Муравьёвых, представляющий публике реликвии из семейного собрания, уделяя особое внимание карикатурам Николая Степанова на известных деятелей культуры. Крупные пушкинисты своего времени Николай Лернер и Пётр Морозов, разумеется, пишут с уклоном в литературоведение, фокусируясь на главном предмете своих исследований, а первый заодно подвергает уничтожающей критике новейших иллюстраторов «Евгения Онегина». Владимир Адарюков ожидаемо сосредотачивается на иконографии («Русские литографированные портреты»), Валентин Сперанский – на философском аспекте («Вышла ли книга из моды?»). Андрей Левинсон затрагивает финансовую сторону вопроса («Искусство и деньги»), Виктор Ирецкий (Гликман) – тему подделок на антикварном рынке, а Эпикур (Алексей Рубинштейн) – проблему перегруженности рынка изданиями, роскошными по оформлению, но скудными по содержанию. Наконец, анонимная статья в конце раздела посвящена обзору истории экслибриса.

Книга оформлена со вкусом и уважением к первоисточнику и эпохе: оригинальные сопроводительные иллюстрации к статьям и рецензиям в основном сохранены, имеется особый иллюстративный раздел «Реклама, факсимиле и «о прочемъ», воспроизводятся дарственные надписи из частных собраний.

Согласимся с мнением Константина Эрнста, чей отзыв об издании приведён на задней стороне обложки: «Мозаика из рукописных альбомов, исторических исследований и беллетристики, дополненная богатым иллюстративным рядом, наполняет издание острым ароматом эпохи и будет интересна не только собирателям и исследователям, но и широкому читательскому кругу».

Добавим, что читатель наверняка улыбнётся и негодующим инвективам Лернера, и громоздкому философствованию Сперанского, и рецензии на курьёзный опус Сергея Минцлова: «Странное… О влиянии имени на судьбу человека». Остаётся поблагодарить составителя и редакционно-издательский коллектив за увеселительное и душеполезное чтение.

Владислав Резвый,

ИМЛИ


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Ум и воля

    30.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    30.05.2025
  • Бог ещё надеется на меня

    29.05.2025
  • Два в одном

    29.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS