Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июля 2020 г.
  4. № 28 (6744) (08.07.2020)
Литература Искусство Культура Интервью

По лермонтовскому времени

Смысл музейной работы – приближение к гениям

08 июля 2020

23 июня открыл двери для гостей музей-заповедник «Тарханы». Это большая радость как для его сотрудников, так и для желающих посетить родные места великого поэта. О том, как музей пережил карантин и как планирует возвращаться к нормальной жизни, мы побеседовали с его директором Тамарой Мельниковой.

 

– В этом году мы празднуем 75-летие Великой Победы. Как в «Тарханах» отмечается эта дата?

– Мы разработали целую программу. Подготовили онлайн-выставку «Всё прошли и победили». Там много уникальных экспонатов: от последних «мирных» снимков знаменитого Евгения Халдея, который побывал в «Тарханах» за день до начала Великой Отечественной войны, до портретов кисловодских партизан, назвавших свой отряд именем Михаила Лермонтова, и участников войны – жителей села Лермонтово. Мы проводили онлайн-конкурс чтения стихов Лермонтова на военную тему: в нём приняли участие 900 детей и подростков. Они писали поздравительные открытки ветеранам Великой Отечественной… Эти уникальные документы нашего времени останутся на сайте музея-заповедника, часть из них войдёт в специальный отдел архива, посвящённый празднованию Дня Победы в «Тарханах». Была у нас ещё одна акция: сотрудники музея рассказывали на сайте о своих родных – участниках Великой Отечественной войны. И уже почти готова постоянная экспозиция «Лермонтов-воин».

– Хотелось бы заострить внимание на этой теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и война. В творчестве поэта выделяется стихотворение «Валерик». В нём он осуждает человека за то, что «один враждует он». Изображая весь ужас войны, Лермонтов-поэт выступает как пацифист. Но Лермонтов-офицер честно выполнял свой воинский долг. Не кажется ли вам это противоречие неразрешимым?

– Никакого противоречия не вижу. Пацифизм – это внутреннее состояние человека, его мировоззрение. Большинство людей – против войны, против смерти, разрушений. Но мы все – граждане своей страны. И если нашей Родине грозит беда, мы обязаны встать на её защиту. А Лермонтов любил свою Отчизну по-особенному, был предан ей. Более того – он выбрал профессию военного, он давал присягу на верность и честно, отважно исполнял её. Лермонтов хлебнул войны – полную чашу. Причём такой войны, когда выпускаешь пулю – и видишь лицо человека, в которого она летит. Это требовало особого мужества. Он прошёл всё, вынес все военные испытания. И позднее написал: «Я жизнь постиг». Он постиг её со всеми радостями и бедами и понимал, что так устроен мир, что война – неизбежное явление, при этом агрессия, ужасы войн, разрушений и смерти не сделали его жестоким. Он никогда не упивался «музыкой» боя, никогда не унижал противника, не проявлял жестокости к нему. Более того, он умел видеть достоинства врага, его отвагу, способность воевать, защищать свою землю и уважал его за эти качества. Он остался поэтом, христианином, и это уже свойство натуры, причём довольно редкое.

– В прошлом году музей «Тарханы» широко отметил свой юбилей. Это событие стало знаковым для культурной общественности всей страны. Но после праздников наступает будничная работа… Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы музей-заповедник «Тарханы» оставался святым местом для тех, кто любит русскую литературу и Лермонтова?

– Мой принцип такой: специально к праздникам не готовиться. Никаких авралов. Всё должно идти по плану. Если что-то задумали, начинаем работать заранее. А всё мы делаем ради того, чтобы люди видели Тарханы такими, какими их видел Лермонтов, чтобы понимали, чем была эта усадьба для поэта. Родился он в Москве, но в полугодовалом возрасте его привезли сюда, в поместье бабушки. И здесь он рос, постигал мир, напитывался природой, знакомился с крестьянским бытом и культурой, из которых многое взял для своего творчества.

Мы возродили всё, что было в усадьбе, что видел Лермонтов-отрок. Всё здесь живёт, работает и погружает посетителя в особый поэтичный мир, даёт представление о лермонтовском времени, по которому живём и мы, сотрудники музея. Наша жизнь – не праздники и будни, а постоянная работа, великий смысл которой – бесконечное приближение к гению.

– А как живёт музей-заповедник «Тарханы» в это непростое для страны время пандемии коронавируса? Какие новые формы работы коллектив музея освоил в связи с режимом самоизоляции?

– Беда, связанная с пандемией, с карантином, нас не миновала. Но ни на минуту музей не прекращал свою деятельность. Сотрудникам, как правило, не хватает времени на научно-исследовательскую работу, на подготовку к конференциям, к докладам и публикациям. На удалёнке они этим и занялись. У нас много смотрителей, хозяйственников. Все они занимались конкретным делом. Нельзя запускать сады, газоны, дорожки, надо засеивать поля, следить за прудами – у нас территория 200 гектаров! А остальные сотрудники музея изготавливали сувениры: ткали, пряли, вышивали, делали игрушки-обереги.

– Несмотря на ограничительные меры, связанные с эпидемией, традиционный Лермонтовский праздник в этом году всё же состоялся. Чем он отличался от предыдущих событий?

– В этом году Лермонтовский праздник прошёл онлайн под девизом «И всё-таки мы победили!». Немножко грустно, что в таком формате. С другой стороны – на празднике смогло побывать большее количество людей! Обычно к нам в «Тарханы» в этот день приезжают до 20 тысяч человек. Но трансляцию в Сети посмотрели в десятки раз больше зрителей.

Программа была масштабная. Выступили Сергей Маховиков, Олег Погудин, Антон Макарский. Формат позволил совершить экскурсы в прошлое, вспомнить верных друзей музея, которых уже нет сегодня с нами, – Андрея Дементьева, Иосифа Кобзона. Состоялись онлайн-прогулки по всем уголкам усадьбы. И главное – мы интересно и подробно рассказали о Лермонтове и его творчестве.

Кстати, с радостью сообщаю, что с 23 июня разрешены экскурсии по паркам «Тархан», и мы не просто удивлены, а глубоко растроганы тем количеством людей, которые соскучились по заповеднику и приехали к нам в первый же день.



«ЛГ»-досье

Тамара Михайловна Мельникова – музейный работник, педагог, литературовед. Заслуженный работник культуры РСФСР. Лауреат Государственной премии РФ (2014). Родилась в 1940 году в посёлке Ярмолинцы (Хмельницкая область, Украинская ССР). С 1968 года работает в музее-усадьбе М.Ю. Лермонтова, с 1978 года – директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы». Впервые в России в 1990-х гг. инициировала и организовала комплекс мероприятий по воссозданию на территории музея-заповедника функционирующих хозяйств, компонентов дворянской усадьбы XIX века. В 1998–2000 гг. под её руководством проведена капитальная реставрация барского дома с восстановлением его внутренней архитектуры. Автор многочисленных публикаций по проблемам музееведения, лермонтоведения, краеведения в областной и российской печати.

 

Тэги: Музей От первого лица Тарханы Валерий Сухов Тамара Мельникова
Обсудить в группе Telegram

Валерий Сухов

Валерий СУХОВ, лауреат премии губернатора Пензе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Закрыт на неопределённый срок

    27.07.2024
  • Благослови людей и зверей

    16.05.2024
  • «Витязь», но не в тигровой шкуре

    11.12.2023
  • Рисунок – как кинокадр

    19.07.2023
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
  • Жизнь с перерывом на стихи

    43 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS