Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

По лезвию бритвы берегами Чары

Бамовские хроники Ивана Ефремова

08 мая 2024
Иван Антонович Ефремов, фото конца 1920-х гг.

Известно ли вам, дорогие читатели, что популярнейший писатель Иван Антонович Ефремов работал на БАМе? Факт сам по себе удивительный, но неоспоримый. Конечно, сразу необходимо добавить, что в то время ещё не существовало такой аббревиатуры – БАМ, не говоря уж о самой магистрали. Да и сам Ефремов ещё не являлся классиком мировой литературной фантастики…

Нередко получается так, что масштаб личности человека раскрывается только в зрелости, но Ефремов как раз к этой категории не относился. Он принадлежал к породе людей, которые не принимают скидок на возраст или отсутствие опыта. Ещё юношей он был готов к великим делам и обладал могучей волей. У Ивана Ефремова было две страсти – далёкое прошлое и далёкое будущее. Он верил в прогресс, вместе с тем понимая, что второе во многом зависит от первого. Ефремов искал в земле следы доисторических эпох, которые позволяли учёному знать о человечестве чуть больше, чем знаем мы… В двадцать с небольшим лет, будучи совсем молодым, он стал изыскателем будущего БАМа. И ответственность на его плечи легла немалая: определить, отыскать в нехоженом краю наиболее удобный и краткий маршрут для железной дороги и провести геологические исследования.

Ефремов прибыл в район будущей магистрали в 1931 году. К тому времени за его плечами уже были экспедиции в Татарии и на Дальнем Востоке. Ещё не прокладывались просеки трассы – только собирались первые десанты, устанавливались палаточные посёлки, в которых жили изыскатели. Ефремов сразу же принялся отстаивать самые современные способы разведки местности – с помощью аэрофотосъёмки. Летал на самолётах. В Тынде и сегодня как святыню хранят ефремовские лётные очки, его путевой планшет… Есть в музее и унты писателя, бывшего начальником отряда Нижне-Амурской экспедиции. В 1932-м он и его люди производили изыскания железнодорожной линии Лена – Бодайбо – Тында. В задачу экспедиции входила маршрутная геологическая съёмка по рекам Нюкже, Верхней Ларбе и их притокам. Заканчивался маршрут в посёлке Тындинском. 600 километров пути по горам и тайге приходилось идти почти без отдыха. По дороге изыскатели замерзали, ветер свистел в лицо, часть пути приходилось двигаться спинами вперёд, чтобы немного отогреться… И усилия изыскателей даром не пропали – один из участков современного БАМа проложен именно по маршруту следования отряда Ефремова.

Позже, суровой зимой 1934/1935 г., геологическая Верхне-Чарская партия Ефремова исследовала Олёкма- Чарское нагорье. Экспедиция складывалась непросто, но Ефремов и не рассчитывал на триумфальный и комфортабельный путь. «Отряд намеревался спуститься по Олёкме до реки Хани, а по Хани вьючной дорогой добраться в район Верхней Чары. Но в устье Хани достать оленей не удалось. Тогда Ефремов решает пробиться к Чаре кружным путём по Олёкме – Токко, для чего потребовалось преодолеть 170 дотоле никем не пройденных порожистых километров Олёкмы. Началась зима, «Аметист» (карбас, судно, находившееся в распоряжении экспедиции. – Прим. А. З.) вмёрз в лёд, отряд пошёл по наледям реки Токко в верховья Чары. Полуголодные, страдающие от холода Ефремов и его спутники прошли втрое больше задания, делая везде топографическую и геологическую съёмку, обнаружили признаки меди, чарского угля, железной руды», – рассказывал Евгений Трофименко, знаток жизни и творчества писателя.

Ефремов тщательно изучал быт и историю местных жителей. Сам себя много лет спустя называл бывшим нанайцем. Его интересовали земли, куда даже охотники забредали лишь ненадолго. Трудиться геологам и изыскателям приходилось в полном безлюдье – нередко там, где, без преувеличений, не ступала нога человека. Никто не знал этот край досконально, поэтому проводники, опытные люди, ценились в тех экспедициях на вес золота. Таким был, например, Григорий Духовской-Самар – молодой нанаец из стойбища Кондон, с которым будущий писатель крепко сдружился. «Ему я многим обязан, даже собственной шкурой, так как нас преследовали беды с Лимурийского маршрута, из которого мы выходили с ним вдвоём, пешком по Боктору в октябре, без крошки еды, семь суток», – писал Ефремов много лет спустя. Кстати, он не знал, что Григорий Иннокентьевич погиб ещё в годы войны – во время одного из путешествий, доставляя корреспонденцию в посёлок Старт. То преступление так и осталось загадкой.

Отряд Нижне-Амурской экспедиции Ивана Ефремова (на фото крайний справа), 1931 год

Надо ли говорить, что в экспедициях Иван Антонович не жалел себя – и тоже не раз оказывался на волосок от гибели. Никакой осторожности, никакого карьеризма – всё это от века присуще обывателям, но не таким первооткрывателям, как Ефремов. Столь отважных и целеустремлённых людей даже в те героические годы было немного. Он как будто проверял себя на прочность – и всегда пытался достичь максимума возможного. Неудивительно, что к середине 1930-х здоровье Ефремова оказалось серьёзно подорванным.

Он оказался крупной личностью, настоящим гигантом, который оставил после себя колоссальное наследие и вереницу загадок. Как автор книг, начиная с изданий по геологии и палеонтологии, Ефремов стал образцом человека с большой буквы – сначала для сотен, потом – для тысяч и, наконец, для миллионов заинтересо­ванных читателей. Ефремов показывал будущее человечества достойным, если труд и знание станут ключевыми ценностями. Так что это именно его читатели в 1974 году отправились на Дальний Восток со всех концов страны строить БАМ.

Книги Ивана Ефремова – «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Таис Афинская» – всегда входили в число самых популярных в бамовских библиотеках. Те, кто работал и жил в тех суровых краях, всегда обращали внимание, что одна из героинь «Туманности Андромеды» – Чара Нанди – носит имя, которое напоминает о реке Чаре, так восхищавшей писателя, когда он путешествовал по Забайкалью. В переводе с эвенкского «чара» означает «отмель», а Ефремов побывал и на берегах этой реки, и в песках Чары – в загадочной пустынной зоне. Увы, Иван Антонович не успел увидеть расцвет БАМа. Он ушёл из жизни 5 октября 1972 года. В наше время на Малом БАМе есть именной разъезд, названный в честь выдающегося писателя и изыскателя. Бамовцы много лет хотели увековечить в своём краю имя всеми любимого писателя и отважного изыскателя, ещё в 1978-м комсомольцы выступали с инициативой установить в Усть-Нюкже памятник писателю. Ждать пришлось долго. Разъезд открыли только в начале двухтысячных, на линии Бамовская – Тында Дальневосточной железной дороги.

Дальневосточная железная дорога, наши дни. Разъезд Ефремов, названный в честь писателя-изыскателя

А комсомольскую идею и впрямь хорошо бы реализовать – только, быть может, в бамовской столице, в Тынде. Хочется верить, что и принципы Ивана Ефремова не забыты в наши дни, и время настоящих памятников ещё придёт. Ведь ефремовские книги и сегодня притягивают внимание читателей.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS