Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2022 г.
Культура

По неписаному шаблону

В прокат вышел очередной представитель военно-патриотической серии

18 мая 2022
В роли Юны – Дарья Жовнер

Режиссёр «Первого Оскара» Сергей Мокрицкий в третий раз обратился к теме войны. Фильм, поощряемый Министерством культуры и Фондом кино, сложен из двух чередующихся при показе, но независимых друг от друга линий.

 

Одна из них рассказывает о молодых кинематографистах, начавших профессиональную деятельность в битве за Москву зимой 1941 года, а вторая показывает, как известнейший голливудский продюсер Дэвид Селзник, зять могущественного киномагната Луиса Барта Майера (оба, кстати, выросли в семьях еврейских беженцев из России), «пробил» высшую кинонаграду советской документальной картине Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», выпущенной США в американской версии под названием «Москва наносит ответный удар», более соответствующим западным традициям. В той же номинации были премированы ещё три ленты – 18-минутная «Битва за Мидуэй» Джона Форда, где тоже идёт речь об ответном ударе, повернувшем ход войны, когда воздушно-морской флот США нанёс сокрушительное поражение японцам, ранее атаковавшим Пёрл-Харбор; «Прелюдия» Фрэнка Капры, критически оценивавшая долгое неприсоединение Америки к антифашистскому фронту, и первая номинированная на «Оскар» австралийская лента «Линия фронта» Дэмиена Парера, умершего вследствие тяжелейших съёмок в Новой Гвинее. Однако о них в фильме Мокрицкого не упоминается, дабы не умалять уникальность советского произведения и не ставить под сомнение сочинённую сценаристами «Первого Оскара» Максимом Будариным и Юрием Неневым историю о том, как Майер, в принципе не верящий в успех документального кино, противится замыслу Селзника выдвинуть на «Оскар» неигровую работу, но уступает настойчивости дочери и её мужа. История эта предсказуема до кадра, но, если воспринимать её как спектакль по знакомой пьесе, можно получить удовольствие от качественной игры Майкла Лернера и Остина Басиса, к тому же отчасти схожих со своими прототипами.

Столь же легко предугадывается российская линия с традиционными для советского кино эпизодами, в которых комсомольцы противятся эвакуации в тыл и рвутся на фронт, и шаблонным любовным треугольником, на сей раз составленным из начинающей актрисы Юны (Дарья Жовнер) и соперничающих из-за неё друзей-кинооператоров Ивана Майского (Тихон Жизневский) и Льва Альперина (Антон Момот). Впрочем, то, от чего морщится кинокритик, может легко принять обычный зритель – тем более что актёры хорошо вписываются в роли, а Момот, сыгравший узнаваемый типаж молодого интеллигента, заслуживает оценки отлично. К сожалению, этого не скажешь о ролях второго плана, в которых задействованы Андрей Мерзликин, Сергей Пускепалис, Василий Мищенко и другие известные актёры, но это не их проблема, а сценария.

Куда интереснее любовного профессиональный конфликт героев: Майский тяготеет к постановке или реконструкции боевых сцен, причём одна из них заканчивается нелепой гибелью солдата, который по его команде бросается в атаку с криком «За Родину! За Сталина!». Альперин же стремится снимать войну как она есть, для чего даже выпрашивает себе репортажную кинокамеру (американскую «Эймо» или её советскую копию, о чём не сообщается), и его съёмки, будь то пойманное объективом объятие медсестры и раненого бойца или кадры повешенных немцами комсомольцев-диверсантов (в действительности снятые Романом Карменом в Волоколамске) производят впечатление не только на тогдашнее кинематографическое начальство, но и на нынешних зрителей. Другое дело, что помещены эти кадры в другой контекст: мы видим на экране местных жителей, которые оплакивают казнённых как родных, хотя на самом деле они же и выдали их оккупантам, как жители Петрищева Зою Космодемьянскую. Словом, авторы «Первого Оскара» в данном случае сработали по Майскому, а не по Альперину.

Также нельзя не обратить внимание на товарища Сталина (Алексей Колган), ставшего почти непременным участником нынешней военно-патриотической эпопеи, причём снимаемым с коленопреклонённой позиции – здесь он благословляет неведомо как пробравшихся к нему молодых героев фильма, жаждущих отправки на фронт.

В результате наиболее сильным местом фильма оказывается вставленная под конец нарезка хроникальных кадров из «Разгрома немецко-фашистских войск под Москвой». Так, может, стоило отправить в прокат и его в первозданном или заново откомментированном непредвзятым историком виде?

 

Тэги: Виктор Матизен Сергей Мокрицкий Первый Оскар
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • Зачем так с Иваном?

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Зачем так с Иваном?

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS