В одном из последних номеров «Литературной газеты» опубликована заметка с портретом А.А. Жданова. В ней говорится: «60 лет назад умер Андрей Александрович Жданов (1896–1948), советский государственный и партийный деятель, участник Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войны. Будучи талантливой личностью, он содействовал идейному и духовному обогащению советской литературы и искусства. И по сей день спекулируют на его резких оценках некоторых работ Зощенко и Ахматовой, хотя он всего лишь выступал против клеветы на советских людей, против «безыдейных и аполитичных» произведений. Жданова уже давно нет, как нет города, улиц и площадей, названных в его честь, социалистический реализм уничтожен, безыдейность и аполитичность приветствуются. А литература и искусство от этого лучше не стали. Мягко говоря».
Подписано это «архивариусом А. Сергейчиком». Мы с такими оценками деятельности Жданова категорически не согласны. Постановление ЦК партии от 1946 г., отменённое осенью 1988-го, перечеркнуло литературную судьбу и всю жизнь М.М. Зощенко. Анна Ахматова «Пятнадцать блаженнейших вёсен» не смела подняться с земли. Совсем недавно, 22 июля, «Литературная газета» не вспомнила 50-летие со дня смерти ждановско-сталинской жертвы – М.М. Зощенко, в упомянутой заметке оба писателя, как и в давнем постановлении, упоминаются без инициалов. Не все «заслуги» Жданова упомянуты в мемориальной заметке.
Сошлёмся на двухтомник БСЭ (1991), откуда архивариус забыл переписать последние строки о Жданове: «Входил в ближайшее политическое окружение И.В. Сталина; один из наиболее активных организаторов массовых репрессий в 1930–1940-е гг.»
Последнюю оценку никакие «архивариусы» отменить не смогут.
Просим газету опубликовать это наше письмо.
Члены Совета Союза писателей Санкт-Петербурга:
Валерий ПОПОВ, Александр РУБАШКИН, Николай ПРОКУДИН, Галина ГАМПЕР, Давид РАСКИН, Александр ТАНКОВ, Николай КРЫЩУК, Андрей БАЛАБУХА, Илья ФОНЯКОВ, Илья ШТЕМЛЕР, Евгений НЕВЯКИН, Евгения ЩЕГЛОВА
ПОСТСКРИПТУМ «ЛГ»
Честно говоря, не знаешь, то ли печалиться, то ли радоваться такому могучему отклику на крохотную заметку в рубрике «SMS-календарь», где дежурный архивариус нередко в иронической форме (это главная жанровая особенность колонки) комментирует факты, привлёкшие его персональное внимание.
Вот и в упомянутой заметке о А.А. Жданове была спародирована стилистика изданий советских времён. Возможно, не совсем удачно. Согласны. Скорее всего, нужно было указать использованные источники, тот же энциклопедический справочник советских времён. А ещё лучше – упомянуть пресловутую «ждановскую жидкость». Но мы рассчитывали, что читатели, особенно литераторы, поймут, что речь идёт об иронической стилизации. Видимо, что позволено постмодернистам, не прощается нам.
С другой стороны, считаем нужным заметить, что определение «талантливый» не несёт политической, идейной и исторической окраски. Талантливыми личностями были и Троцкий, и Дзержинский, и Луначарский… И многие другие «советские государственные и партийные деятели». Что, разумеется, не отменяет их политической и исторической оценки, которую сегодня каждый волен высказывать. Больше того, сегодня есть возможность оценивать прошлое, не впадая в схематические догмы того или иного плана. Прошлое, в том числе и советское, было весьма многообразно и неоднозначно.
Не очень понятно также, почему авторов письма взволновала крошечная официальная фотография А.А. Жданова, подчёркивающая пародийную стилистику заметки. Неужели чьи-то изображения у нас опять под запретом? Как и изображения тех же Троцкого и Зиновьева в своё время?
Но если в ответ на иронию нам брошен суровый упрек, мы его принимаем и в ближайшее время, к 50-летию со дня смерти великого ирониста М.М. Зощенко (к сожалению, с некоторым запозданием), опубликуем серьезный материал о литературно-политической коллизии 1946 года, в котором постараемся осветить это событие без мифологических штампов, на уровне современного научного мышления.