Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июня 2023 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

По птичьему маршруту

Гарин-Михайловский: писатель среди инженеров

16 июня 2023
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906)

Этот человек действительно был лучшим писателем среди выдающихся железнодорожников и уж точно – лучшим железнодорожником в русской литературе.

Николай Георгиевич Михайловский родился в семье офицера, который настолько ярко проявил себя в Венгерской кампании 1849 года (штаб-ротмистр Георгий Михайловский с эскадроном улан атаковал мадьярское каре), что сам государь Николай Первый пожелал стать крёстным отцом его сына, будущего писателя. Мальчика и назвали в честь императора. Отец видел Николая блестящим офицером, но будущий железнодорожник и новеллист терпеть не мог проторённых дорог. Сначала он попытался выучиться на юриста, однако быстро разочаровался в правоведении. Молодой человек нашёл себя, только поступив в институт путей сообщения. Кстати, в то время он уже увлекался сочинительством, правда, литературные журналы дружно отвергали его рассказы из студенческой жизни.

Больше всего Михайловскому нравились практические занятия, сопряжённые с путешествиями. Ведь странствия – это свобода. По-настоящему он полюбил железную дорогу, работая кочегаром (только представьте – крестник царя!) в Бессарабии. Получив диплом, Николай направился в Болгарию, в Бургас, строить порт, который был необходим для армии, только что победно завершившей войну с османами. Потом Михайловский снова очутился на окраине империи – получил работу инженера-изыскателя на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги. Там и стало ясно: вот оно, призвание. Он сразу проявил себя как отличный работник – и Михайловского пригласили на службу в министерство. Некоторое время он прослужил там, но быстро заскучал по странствиям. С тех пор вся жизнь Николая Георгиевича была связана со строительством железных дорог в разных областях страны. Закавказье, Поволжье, наконец, Транссиб…

Он умел хорошо зарабатывать, был оборотист, заботился о том, чтобы его труд достойно оплачивался. Не чураясь «чёрной работы», сколотил крупное состояние. И в то же время все знали о фантастической, невероятной честности Михайловского. Там, где другие инженеры требовали от государства или от частных концессионеров увеличить бюджет проекта, он умудрялся экономить деньги. Так было, например, на строительстве одного из первых объектов Великого Сибирского пути – на участке Уфа – Златоуст. Прокладывать ту дорогу приходилось в болотистом и скалистом краю. Все только и говорили о том, как это дорого, а Михайловский разработал проект, который в два раза снижал стоимость работ. Сказались изыскательский опыт и талант. Его идея тогда оказалась многим, рассчитывавшим на более крупные ассигнования, не по душе. Министерство путей сообщения, конечно же, более дешёвый вариант одобрило, назначив его автора начальником этого участка. Расчёты Михайловского оказались верны: трассу построили добротно и в срок. И подобных эпизодов в его инженерной жизни было несколько… Транссиб только укрепил его инженерную репутацию. Работая на разных участках этой магистрали, Михайловский стал выступать в печати со статьями о железнодорожном деле. Коллеги уже смотрели на него как на светило…

Как определить талант инженера-железнодорожника? Один из коллег нашего героя вспоминал: «Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полёта безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он как волшебник». О Михайловском ходили восторженные легенды. Например, такая. Во время изысканий для строительства новой железнодорожной ветки специалисты заспорили: как обогнуть «неприступный» пригорок. А литератор-инженер просто поднялся на холм и в одиночестве провёл там несколько часов. Вечером у него был готов чертёж дороги. На вопросы коллег он ответил с улыбкой: «Я наблюдал за птицами. Ведь они всегда огибают холмы по самому короткому пути». Так дорогу и построили – по птичьему маршруту Михайловского.


Гарин-Михайловский (в центре) с инженерами и рабочими-путейцами на строительстве Транссиба

Он снискал репутацию преуспевающего инженера, дворянина, барина. Михайловского награждали, удостаивали высокими аудиенциями. При этом Николай Георгиевич не скрывал своих крамольных для того времени политических убеждений. Сначала был близок к народникам, потом сотрудничал в социал-демократических журналах, помогал революционерам. Он понимал: в России многое необходимо менять. Это ощущается и в его книгах, которые многократно переиздавались в советское время и не забыты сегодня. Революцию Михайловский считал прорывом из рутины к новым открытиям. Такие устремления он ценил и в инженерной практике, и в общественной жизни. Недаром Максим Горький называл его весёлым праведником.

Вторым «я» инженера была, естественно, литература. Хотя известным писателем он стал уже после сорока, опубликовав «Детство Тёмы» – повесть, открывшую России нового тончайшего прозаика, который публиковался под псевдонимом Гарин. За воспоминаниями о детстве последовали новые произведения с мемуарным флёром: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» (последнее вышло уже после смерти автора). Корней Чуковский видел суть Гарина-Михайловского «в сочетании высокого строя души с практицизмом… Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живёт в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна».

Став известным писателем, Михайловский не оставил железнодорожные дела. Напротив, был полон новых планов. Его последнее начинание – изыскания для строительства железной дороги, которая должна была соединить Ялту с Севастополем. Писатель мечтал построить там лучшую в Европе электрифицированную узкоколейку. Восемь месяцев экспедиция Михайловского бродила по скалам и хуторам, по морским берегам и степям Крыма. Её штаб располагался неподалёку от Фороса, в селении Кастрополь. За это время Михайловский успел открыть там для детей своих сотрудников ясли и детский сад. А для дороги в итоге он предложил 84 варианта маршрута!

При сооружении туннеля на уральском перевале Сулея благодаря изысканиям Михайловского удалось сэкономить миллион рублей

Строительству трассы помешала смерть Михайловского. Литератор-инженер ушёл из жизни скоропостижно, в 54 года, на заседании редакции журнала «Вестник жизни», когда обсуждалось его новое произведение – на этот раз предназначенное для сцены. В ХХ веке за ним утвердилась двойная фамилия – Гарин-Михайловский. Что символично: ведь вся его жизнь являлась служением двум поприщам – железнодорожному и литературному.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Священная память войны

    07.05.2025
  • В трудах, в боях проверенный

    30.04.2025
  • Навечно в списках…

    23.04.2025
  • Монументы Героям

    16.04.2025
  • За себя и за того парня

    09.04.2025
  • Извлеките демократию из кавычек!

    287 голосов
  • Сталин проспал начало войны?

    262 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS