Как автора и „Литературку“
засудить хотели
После выхода моей статьи («Как в Крыму создают «пятую колонну», «ЛГ», № 32–33, 2014) её герои, литераторы Валерий Басыров и Вячеслав Килеса, бросились, по собственному их признанию, «сушить сухари» в ожидании неминуемого ареста. Видимо, на то имелись веские основания! Когда же за ними в зловещем «чёрном вороне» страшные гэбисты почему-то не приехали, они, придя в себя, стали вынашивать планы возмездия.
Как всё начиналось
Сначала они отправились к начальнику 2-го отдела полиции «Киевский» по Симферополю с требованием возбудить против меня уголовное дело «за клевету». Их заявление, между прочим, было принято к производству, но без последствий: полиция, очевидно, не захотела, чтобы её использовали с целью зажима свободы слова.
Тогда, поразмыслив, наши герои решили подать исковые заявления в суд на меня и «ЛГ». Да не просто подать, а ещё и обогатиться, то есть взыскать в свою пользу с меня и с газеты по 600 000 рублей (!) каждому. Совокупный же размер ущерба, объявленный ими к возмещению, составил аж два миллиона четыреста тысяч рублей.
Застрельщиком в этом деле был, вероятно, В. Килеса, «заслуженный юрист «Автономной Республики Крым» (т.е. ещё украинской), который придумал довольно хитрую штуку. В суд, с разницей по времени в три недели, подаются от разных людей два совершенно идентичных, за исключением личных данных, исковых заявления. И если предположить, что суд признает мою правоту по первому иску, то на рассмотрение дела по второму заявлению «истец» явится уже во всеоружии, заранее зная все нюансы моей защиты.
Думается, далеко не случайно незадолго до последнего Майдана, потрясшего Украину, финансовая группа «Приват», возглавляемая Игорем Коломойским, решила подмять под себя Крымское республиканское отделение Национального союза писателей Украины (КРО НСПУ). Для этого в члены союза был в срочном порядке принят соратник Коломойского, глава крымского отделения «Приватбанка» Борис Финкельштейн, который в 2012 г. и возглавил КРО НСПУ. И несмотря на то что после присоединения Крыма к России Б. Финкельштейн был вынужден быстренько покинуть пределы Российской Федерации, возглавляемое им КРО НСПУ как ни в чём не бывало продолжало свою работу на территории другого уже государства.
Но 13 мая 2014 г. на сайте организации появилось любопытное распоряжение: «События последних двух месяцев, – говорится в нём, – существенно изменили экономическую, политическую и социальную среду, в которой мы живём, творим и работаем. Учитывая все обстоятельства, на заседании Президиума (КРО НСПУ. – В.С.), было принято решение рекомендовать ежегодному общему собранию перерегистрировать нашу творческую организацию под новым названием: «Союз писателей Республики Крым».
Подпись: председатель КРО НСПУ Б.Г. Финкельштейн».
Во исполнение этого распоряжения 6 июня 2014 года проводится «собрание учредителей», на котором три человека, а именно В. Басыров, Л. Рябчиков и В. Чепурин, создают «общественную организацию «Союз писателей Республики Крым». Казалось бы, что с того – заурядное событие, собрались «на троих», учредили общественную организацию, назвали её «Союзом писателей»? Но вскоре мы узнали истинную подоплёку «союза писателей на троих».
По совпадению, в тот же день, 6 июня 2014 г., на заседании секретариата Правления Союза писателей России было принято решение о создании в Крыму региональной организации на основе объединения пророссийски настроенных членов КРО НСПУ с крымчанами, членами СП России. При одновременном самороспуске КРО НСПУ, естественно. Решение было ожидаемое и оправданное. Однако не всем оно, оказывается, пришлось по душе. Заместитель Финкельштейна В. Басыров, на словах поддерживая объединение, но умалчивая о собрании своей «тройки» 6 июня и документах, уже поданных на регистрацию в Минюст, приложил максимум усилий, чтобы сорвать проведение учредительной конференции Крымской организации СП России. Когда же его планы провалились, он организовал альтернативное «собрание литераторов», пытаясь таким образом расколоть писательское сообщество Крыма.
Нравственные страдальцы
Уже тогда мне стало понятно, что новоиспечённый «Союз писателей Республики Крым» находится под киевским управлением. Именно об этом и была статья «Как в Крыму создают «пятую колонну».
Валерий Басыров | Вячеслав Килеса |
Однако господа Басыров и Килеса в своих судебных исках-близнецах интерпретировали мои слова довольно неожиданно: «В. Сорокин и «Литературная газета» фактически обвинили меня (нас) в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК РФ, 205-1 (содействие террористической деятельности), 205-4 (организация террористического сообщества и участие в нём), 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) и участие в нём (ней)), 275 (государственная измена), 281-1 (организация экстремистского сообщества). Всё это якобы таилось за моими опасениями, что в Крыму создаётся «пятая колонна». И далее: «…прочитав эту статью, я и члены моей семьи были уверены, что вскоре последует мой арест, – тем более что предположительно именно эту цель преследовала публикация данной статьи» (стр. 3 обоих исков).
Причём оказалось, что у «истцов» совершенно одинаковые недомогания при стрессах (здоровья, впрочем, им!), и они одинаково безграмотно употребляют склонения в русском языке, даром что «писатели»: «Переживания по поводу статьи и её последствий нанесли существенный вред моему (нашему) здоровью, выразивШЕМся в частых головных болях, бессоннице и усилениЮ гипертонии». «ВыразивШИЙся», гг. «писатели»! И «усилениИ», дай вам Бог ослабления!
На вопрос судьи, что же такого оскорбительного, порочащего честь и достоинство, написано в опубликованной статье, Басыров заявил, что упоминание его имени в контексте таких одиозных фигур, как Игорь Коломойский и Борис Финкельштейн, «порочат его честь и достоинство, портят деловую репутацию и причиняют ему душевные муки и нравственные страдания». Просто удивительная ранимость, если учитывать, что президиум КРО НСПУ, в который входил и Басыров, в украинские времена был своеобразным филиалом Крымского отделения «Приватбанка» и проводил свои заседания не где-нибудь, а в кабинете его руководителя Б.Г. Финкельштейна! Не смущало Басырова и то, что Финкельштейн, соратник объявленного в розыск в России Коломойского, официально продолжал возглавлять КРО НСПУ вплоть до перерегистрации его в «Союз писателей Крыма», то есть до сентября 2014 г.
Для полноты картины добавим, что Басыров ещё и «филаретовский орденоносец»: в 2007 г. он был награждён отлучённым от Русской православной церкви фашиствующим лжепатриархом «Киевским и всей Руси-Украины» Филаретом орденом Святого равноапостольного князя Владимира Великого III степени «за заслуги в деле возрождения духовности в Украине» («Хмельницкий портал», официальный сайт). Этот же «орден» с точно такой формулировкой в 2010 г. Филарет прицепил на грудь одного из украинских «фюреров» Олега Тягныбока. Но Басыров, отметим, удостоился этой «чести» на три года раньше! А позже компанию Басырову и Тягныбоку составили Надежда Савченко и известный на весь мир своей русофобией американский сенатор Джон Маккейн. Но, видимо, такое соседство не доставляет Басырову нравственных страданий.
Ещё Басыров в своей биографии пишет, что, «в 1990 году возглавил Славутское городское отделение организации «Народный Рух Украины», был зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Верховного Совета УССР по Славутскому избирательному округу № 406 от 10 января 1990 года. Победил в двух турах голосований. Но в результате подтасовки голосов депутатом стала Архипова А.Г., первый секретарь Славутского горкома КПУ». По сути, он признаёт, что стоял у истоков создания националистической, профашистской организации, которая стала колыбелью нынешнего поколения украинских неонацистов. Видимо, по поводу этих грехов молодости душевных мук и нравственных страданий Валерий Магафурович тоже не испытывает. Он страдает только, когда ему напоминают публично о чём-то подобном.
Не брезгуя и подлогом
Судебное разбирательство – дело небыстрое, больше года потребовалось на то, чтобы преодолеть все перипетии от судов первой инстанции до Верховного суда Республики Крым. Приведу показательный пример, как пытались доказать свою правоту «истцы». Для достижения заветной цели они не брезговали и банальным подлогом. Так, Басыров на своей странице в «Фейсбуке» выложил грамоту за подписью не кого-нибудь, а самого председателя Союза писателей России Валерия Николаевича Ганичева, якобы выданную ему за неустанные литературные бдения. Но вот незадача, грамота оказалась… поддельной. Я сделал о ней запрос в Правление Союза писателей России и получил официальный ответ, что руководство СП России решение о награждении Басырова почётной грамотой не принимало и подпись председателя организации является поддельной.
Попытки запутать, заморочить голову, ввести в заблуждение не только суд, но и писательское сообщество – отличительная манера поведения г-на Басырова. Ещё в августе 2014 г. крымские писатели рассказывали, как Басыров уверял их, будто бы у него в Москве «всё схвачено» и он находится «на связи с Ганичевым» (председателем Правления СП России), а мы, создатели Крымской организации СПР, –«самозванцы». Тогда я тоже попросил у нашего московского сопредседателя А.В. Воронцова узнать у В.Н. Ганичева, находится ли он действительно «на связи» с человеком, препятствующим созданию нашей организации в Крыму, на что Валерий Николаевич сказал: «Никогда».
Так кто же они после этого – Басыров, Килеса и примкнувшие к ним? Я лично, глядя на них, вспоминаю предприимчивых пассажиров «Антилопы Гну» из «Золотого телёнка», выдающих свою колымагу за головную машину официального автопробега.
Возвращение «Антилопы Гну»
Для нашего народа слово «Крым» имеет волшебное значение, отблеск которого падает и на всех гостей с полуострова Свободы. Наши «комбинаторы» решили это обстоятельство максимально использовать. Отправляясь в различные туры по городам и весям России-матушки, они без зазрения совести стригут купоны крымской славы, как это делали с хлебом-солью доверчивых провинциалов участники лжепробега у Ильфа и Петрова.
В своих вояжах они представляются членами «Союза писателей Крыма», умалчивая, что по-прежнему состоят членами… Национального союза писателей Украины. Правда, в исковом заявлении, поданном в августе 2015 г., Басыров членство в НСПУ скрывать не осмелился. Там же написано, что он является «главным редактором журнала Крымской республиканской организации Национального союза писателей Украины «Крым» (2012 по н/в)». Килеса же в своём иске обошёл молчанием факт членства в НСПУ, но газета «Крымские вести», поздравлявшая его с юбилеем (№ 46 [3452] от 19. 11. 2015), представила Килесу именно как члена Национального союза писателей Украины. Опровержения не последовало. Значит, так оно и есть. Зачем, спрашивается, они остаются членами писательского союза другого государства, если в их «крымском союзе», как они уверяют, есть украинская секция? Подстраховываются, что ли, на всякий случай?
А как вам странная фраза, опубликованная на сайте КРО НСПУ 13 августа 2014 г. в ответ на наш призыв к объединению? «Крым – это не оккупированная территория, мы – не «младшие братья», а полноправные жители субъекта Российской Федерации, добровольно сделавшие свой выбор, намеренные и в дальнейшем поступать таким же образом». Интересно, в какой связи вспомнил здесь об оккупантах Валерий Магафурович, один из подписантов документа? Может, он что-то напутал и вместо того, чтобы адресовать это послание Киеву, адресовал его Москве? А что значит «намеренные и в дальнейшем поступать таким же образом»? В каком таком «дальнейшем»? Вчера, дескать, мы сделали выбор в пользу России, а завтра можем – в пользу Украины? И подписал Басыров, между прочим, это послание как «исполняющий обязанности председателя Крымской республиканской организации Национального союза писателей Украины». А это, на минуточку, происходило, когда Крым уже почти полгода был в составе России.
Здесь стоит добавить, что НСПУ – это не просто писательское объединение другой страны. А.В. Воронцов ещё в 2014 г. напоминал Басырову: «НСПУ в целом, и особенно в лице киевского руководства – профашистская, русофобская и антисемитская организация, прямо идеологически ответственная за ту трагедию, что происходит ныне на Украине».
После одного из проигранных судов Басыров грустно писал в апелляционной жалобе: «Признав сведения, изложенНЫМИ (вообще-то – «изложенНЫЕ». – В.С.) в «Литературной газете», юридически правильными, суд, естественно, отверг мои требования возмещения морального вреда…» Ну, естественно! А в августе нынешнего года все претензии, выдвинутые «истцами» в мой адрес и в адрес «ЛГ», были Верховным судом Республики Крым отвергнуты. Сунуться с апелляцией в Верховный суд РФ «комбинаторы» уже не отважились.
Однако не скрою, по ходу утомительных судебных разбирательств иногда мне казалось: может быть, я действительно погорячился с разоблачениями двухлетней давности? Ведь не террористы же Басыров и Килеса, не «отмороженные» экстремисты, не диверсанты, подобные тем, что ловят в Симферополе и Севастополе… Ведь все они добропорядочные граждане, в их карманах лежат российские паспорта, они не кричат на площади: «Героям слава!», не носят «вышиванки», не вскидывают руку в нацистском приветствии. А что они там думают и кому симпатизируют – так это их личное дело.
И всё-таки такое право у меня есть. За это право сложили головы наши отцы и деды в войне с фашизмом; за это право поплатились жизнью десятки тысяч донбассцев, безвинно принявших смерть от рук новоявленных фашистских молодчиков. Это право окропили своей кровью Олесь Бузина, Игорь Корнелюк, Антон Волошин, Андрей Стенин, Анатолий Клян… Кто-то отдаёт свои жизни, а кто-то кляузничает, крючкотворствует в судах, выхватывает из воздуха подложные грамоты…
Как-то живо вспомнилось бездарное прошлое в составе «незалежной»…
Сегодня Басыров и Килеса – уже, конечно, «патриоты России». Патриоты из патриотов! Ещё нас поучат патриотизму! Побоку «Рух» и Финкельштейн! Но нам не нужны «патриоты», вылезшие из тёмной дыры прошлого. Потому что мы, крымчане, на референдуме 16 марта 2014 года выбрали будущее.