Г.А. Рар.
«…И будет наше
поколенье давать истории отчёт». Воспоминания. – М:. Русский путь, 2012. – 728 с.: ил. – 1000 экз.
Мы нередко видим на телеэкранах германского политолога Александра Рара, свободно говорящего по-русски. Рецензируемую книгу написал его отец Глеб Александрович (1922–2006), известная фигура русской эмиграции, историк, журналист, видный деятель Русской православной церкви за границей. Он был школьником, когда его семью выслали из СССР в Латвию – как немцев. Сами Рары считали себя русскими с датскими корнями. После присоединения Латвии к СССР семья перебралась в Германию.
Глеб Рар многое пережил и многое повидал. Книга его необычайно интересна тем, что она описывает подлинную жизнь «по ту сторону фронта», и во время Второй мировой войны, и, что не менее важно, во время холодной войны. Жизнь эта увидена глазами русского человека, никогда не забывавшего, кто он и откуда.
Вкратце пересказать содержание очень любопытного, познавательного, объёмного, по-немецки обстоятельно написанного тома, разумеется, невозможно. Но не могу не остановиться на теме, сегодня малоизвестной у нас в России и, как представляется, не совсем объективно освещённой автором, – на теме деятельности Народно-трудового союза (НТС).
Эта антисоветская эмигрантская организация, конечно же, не могла существовать и тем более действовать без поддержки иностранных государств, их спецслужб, что признаёт и автор. Но деятельность НТС он сводит лишь к пропаганде – радиопередачи, печатные издания, забрасывание листовок с воздушных шаров… Сейчас, после падения коммунизма, это выглядит как совершенно пристойное и чуть ли не праведное деяние. В реальности было не совсем так.
За иностранную помощь НТС должен был расплачиваться. И делать это приходилось, занимаясь шпионажем и подрывными действиями. Вместе с Польшей и Румынией в 1930-е годы, с Германией – во время Второй мировой, с Англией и США – во время Холодной войны. Глеб Рар упоминает о том, что энтеэсовцы действовали в оккупированном Смоленске, но умалчивает о том, что они были частью фашистской администрации, что местные жители называли их «берлинцами» и ненавидели даже больше, чем самих немцев. После войны энтеэсовцев на территорию СССР забрасывали с самолётов. Кроме прочего шпионского снаряжения, у этих агентов были радиомаяки для наводки самолётов – американцы готовились к атомной войне против нашей страны.
Таковы трагические реалии того времени, которое нельзя описать одной краской.
Многие «зарубежные русские» после войны уверяли, что в роковые годы они были «за Россию против Гитлера и против Сталина». Здесь уместно вспомнить, что в 1943 году Иван Бунин написал: «До чего дошло! Сталин летит в Тегеран, а я дрожу – как бы с ним ничего не случилось». Антикоммунизм Бунина известен, но тогда он был с Россией, а не против неё.
Сам Глеб Рар всю жизнь мечтал вернуться на родину. В 2001 году ему вернули российское гражданство, но болезни и смерть помешали его возвращению.
Книгу же его стоит прочесть всем, кто стремится разобраться в перипетиях многострадальной судьбы нашего Отечества. Читая же, помнить слова русского человека с тяжёлой судьбой Глеба Рара: «Есть огромная разница между понятиями «судить» и «осуждать», с одной стороны, и понятием «суждения» (по совести и разуму), с другой. Судить нам не дано никого, но иметь своё суждение – долг каждого, кого Бог не обделил разумом».