«Братство», которое финансировал Фонд кино (бюджет фильма, если верить сайту «Кинопоиск», – 270 млн рублей) и очень поддержало, судя по благодарностям в финальных титрах, Министерство обороны, всерьёз разгневало ветеранов, воевавших в Афганистане. Президент Московского кинофестиваля Никита Михалков по их просьбе принял решение не показывать фильм, как было намечено ранее, на закрытии ММКФ. В защиту фильма выступил министр культуры («У нас цензура запрещена законом»), однако прокатчикам всё же пришлось премьеру перенести с 9 на 10 мая…
«Братство» начинается как правдивая жёсткая военная драма. Благодаря оператору Игорю Гринякину (в его послужном списке «Движение вверх», «Викинг», «Адмиралъ»…), обеспечившему то ужасную, натуралистичную, а то прекрасную, с потрясающими горными пейзажами картинку, и артистам, достоверно играющим солдат, «выполнявших интернациональный долг» в Афганистане, фильму веришь.
Перед разведротой поставлена задача – найти и вытащить из плена нашего лётчика, сына генерала, возглавляющего вывод советских войск из этой страны. Вызывали доверие полковник (Кирилл Пирогов), ведущий переговоры с полевыми командирами моджахедов, его помощник (Фёдор Лавров), бывалый солдат (подобных ролей Олег Васильков сыграл немало), вороватый старшина (ещё один из череды обаятельных прохиндеев, сыгранных Яном Цапником). Сцена зачистки подозреваемого кишлака дана глазами лейтенанта-новичка (Антон Момот): первая растяжка, первое ранение, первый убитый человек…
Удивило, зачем столько места и времени в фильме (сценарий Павла и Александра Лунгиных) уделено деньгам и тому, как умело наши торгуются на афганских базарах? То, что солдат везёт на операцию примотанный к БМП, купленный по дешёвке двухкассетник (зачем его брать с собой на опасное дело?), вызвало недоумение-недоверие. По ходу действия тема денег всё более надоедает, её сменяет мотив предательства. Наших разведчиков сдаёт афганский солдат-узбек (очень хотел жениться, деньги на калым очень были нужны); своих предаёт моджахед, взявший деньги за свободный проезд наших по контролируемой душманами дороге (за это потом они ему отрезают голову). Фильм «Братство» про предательство?
Недоверие вызвало также то, что генерал-лейтенант (Виталий Кищенко) в который раз просит подчинённых вытащить его сына из плена живым, так как он у него единственный. А то они этого не знают, святое дело спасти человека, тем более сына командира, зачем это педалировать? Недоверие вызвал и сам командир – индивидуальность актёра такая, что от его персонажей ждёшь какой-нибудь подлянки, стало понятно, что дело будет нечисто.
Ещё вопрос сценаристам: зачем понадобилось «отправлять в плен» старшину? Его выкрали афганцы, у которых он деньги взял, а обещанный пулемёт не притаранил. Странно, до того старшина проявлял себя как смелый и опытный солдат, а вдруг сподличал и лоханулся. И надо же – он попадает в один зиндан к искомому лётчику, и между ними тотчас разыгрывается классический конфликт Жилина и Костылина из толстовского «Кавказского пленника»: еле живой лётчик хочет бежать, но толстяк-старшина ему резонно возражает, что раз их сразу не убили, значит, будут менять – бежать глупо. Понятно, что предстоит их спасение, но чувствуется, что что-то пойдёт не так. Кино уже воспринимается как некий ребус, а не живая история.
Тем временем полковнику удаётся договориться с главой душманов о пропуске дивизии через ущелье. За деньги. Большие. Конечно, перед тем они должны отдать лётчика, сына генерала. Глава соглашается, но ставит условие, чтобы в качестве гарантий безопасности ему дали двух заложников, которых он обещал вернуть сразу после окончания операции (вопрос сценаристам: зачем, у него уже есть два?)
И тут как раз сын генерала совершает попытку побега, мальчик-афганец, который его нашёл в начале фильма, случайно стреляет и убивает лётчика. Такое не раз бывало в кинематографе, а вот дальнейшее изумило. Генерал, узнав о гибели сына (душманы с извинениями передали нашим его тело), напивается, а после того как дивизия успешно проходит через ущелье, приказывает разбомбить кишлак, где живёт ребёнок, убивший его сына. Страшная месть, бессмысленная и беспощадная – кишлак после вертолётной атаки полностью разрушен – и предательство своих, в этом же кишлаке двое наших заложников, но они, по воле сценаристов, единственные остались живы. Их глазами мы видим тело убитого нашими бомбами мальчика, что, конечно, производит сильное впечатление.
Стало понятно, почему возмутились ветераны – российских военных выставили тупыми, свирепыми чудовищами. Жестокими и непредсказуемыми. Предающими и противника, с которым договорились, и своих, а главное, убивающими малых детей.
Фильм, как утверждают создатели, основан на реальных событиях!
Да, так же, как скандальные «Сволочи», в которых, да, лагеря, готовившие из детей диверсантов-смертников, были, но не у нас, а у фашистов. И в «Братстве», да, много правды, только в эпицентре ложь. При отходе наших войск ситуации с пленением сына командующего и местью за него с убийством детей и стариков не было, это придумал Лунгин.
Успеха в нашем прокате у «Братства» не будет – приходится согласиться с Никитой Михалковым, оценившим ленту, как «довольно среднее, сотканное из клише произведение». Фильм ждут во Франции, он отлично вписывается в европейские представления о дикой, жадной, непредсказуемой и бесчеловечной России.