Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 мая 2022 г.
  4. № 18 (6832) (04.05.2022)
Литература

По светлой тишине тоскуя

Об апрельском номере «Русской мысли»

04 мая 2022

Тема нового выпуска – Всемирный день свободы печати. Под обложкой – материал Екатерины Григорьевой об этом ежегодном международном празднике («Право знать»), статьи Ренэ Герра «Памятные встречи» – к 80-летию «Нового журнала» и Владислава Перевалова «О свободе слова и СМИ». «Журналистику не зря называют четвёртой властью, – читаем в рубрике «От редакции», – роль СМИ в политической жизни государств огромна. А значит, огромна и ответственность перед людьми и миром».


О победах былых времён

На страницах журнала традиционно представлены материалы к значимым историческим и литературным датам, а также статьи, освещающие самые актуальные вопросы современности. Так, Михаил Поляков пишет о президентских выборах во Франции в нынешнем, 2022 году, а Теодор Тэтов восстанавливает хронику Берлинской операции («Последние дни Третьего рейха»).

Элен Ришар и Анн-Сесиль Робер приводят факты о ситуации в мире сегодня («Между санкциями и войной») и приходят к выводу, что международная политика «показала свою неэффективность и опасность».

Материал Тео Гуриели приглашает читателя окунуться в глубь истории («Римская империя: завоевания, интриги, правители»). В центре внимания автора – такие императоры, как Юлий Цезарь, Нерон, Калигула, Август и Тиберий. «Захватнические войны делали популярными в Риме талантливых политиков, военачальников, публичных фигур из числа патрициев», – читаем в материале.

Страницам русской истории, а именно Ледовому побоищу, посвящена статья Олега Озерова. «Есть немало русофобов, которые тщатся всеми силами принизить роль сражения у Чудского озера, стараются всячески уменьшить значение побед русского оружия во все исторические эпохи, – пишет автор. – Когда они говорят о Великой Отечественной войне, то цинично заявляют, что Россия завалила всю Европу своими трупами. Вообще, все победы России в период между Ледовым побоищем и Второй мировой войной комментируются с иронией. Это делается в соответствии с официальной позицией тех западных историков, которые всеми способами стараются изобразить поражения, понесённые и фашистами, и их многочисленными европейскими союзниками, как последствия жестокой русской зимы, распутицы или «незаконных» действий партизан. Но представить это сражение Александра Невского с тевтонами как малозначащий локальный конфликт, не имевший проекции на ситуацию во всём регионе, невозможно».

Андрей Маруденко и Андрей Новиков-Ланской побеседовали с графом Петром Шереметевым. Вниманию читателей предлагаются его размышления о судьбе старейшего рода Шереметевых в эмиграции, русской диаспоре в Марокко, жизни в Париже и об отношении к России. А рассуждая об аристократическом вкусе, Пётр Петрович утверждает, что он «основан на образовании, потому что без образования вы не можете развить то, что лежит у вас в глубине сердца и в жилках».

В рубрике «Православный вестник» – материал Августина Соколовски «Святые Пасхального времени».


Альтернатива техногенной цивилизации

130-летию со дня рождения Константина Паустовского посвящена статья Игоря Сухих, который отмечает, что писателю «в самые катастрофические времена удалось остаться приличным человеком». «Паустовский всего на год моложе Булгакова (они познакомились ещё киевскими гимназистами) и ровесник Марины Цветаевой, – пишет Игорь Сухих. – Но на фоне ранних знаменитостей двадцатых годов (того же Булгакова, Бабеля, Ильфа и Е. Петрова) его путь выглядит долгим и извилистым».

В мае исполняется 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова. О нём – статья Светланы Кирилловой «Тоска по светлой тишине». В ней есть строки, в которых, пожалуй, заключена квинтэссенция его мироощущения: «На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

Материал Оксаны Копенкиной посвящён другому художнику – Бэнкси, который «вернул искусство туда, где оно когда-то начиналось. На стены!». Он желает остаться инкогнито, заявляя: «Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите в маске!» Автор анализирует работы художника и раскрывает секреты созданных им образов: «В 2015 году в секторе Газа на разрушенной стене появилось изображение милого котёнка. Контраст получился невероятный: котёнок, играющий на фоне развалин с «мячиком» из арматуры».

Балету Лео Делиба «Каппелия, или Красавица с голубыми глазами» посвящена статья Сергея Макина. «По сути, классический балет противостоит техногенной цивилизации», – рассуждает автор. «Балетный станок – не то, что станок заводской, с его помощью создают храмы тела и души, – пишет он далее. – Цивилизация требует от человека согнуться, балет распрямляет, делает женщину похожей на богиню, а мужчину – на бога».

В материале к 100-летию со дня рождения Владимира Этуша, символизирующего целую эпоху кинематографа, – не только известные факты его личной и творческой биографии, но и, например, такая история со съёмок одной из сцен фильма «Приключения Буратино» (где он исполнил роль директора театра кукол Карабаса Барабаса): «…повозка, которой управлял Этуш, неожиданно покатилась под откос, но актёр вовремя спрыгнул с неё, так что всё закончилось благополучно».

Также в номере – статьи о Максимилиане Волошине, Игоре Северянине, братьях Гонкурах, об американском писателе, драматурге, одном из основоположников реалистического романа Генри Филдинге, материал Александра Балтина о поэтах войны – Твардовском, Симонове, Тарковском, Кульчицком, Самойлове, Друниной, Дегене.

Юлия Могулевцева



Тэги: Журнал Юлия Могулевцева Русская мысль
Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Космическое время года

    27.03.2025
  • Прошлое в современном контексте

    26.02.2025
  • В начале «квадратного года»

    14.02.2025
  • Большая История

    25.12.2024
  • Воздать должное

    27.11.2024
  • Юбилей «Литературного Иерусалима»

    74 голосов
  • Чья идея победит?

    34 голосов
  • О модели журнала «Литературный Иерусалим»

    24 голосов
  • Неслучайное целое

    23 голосов
  • «Южное сияние» длится: одесский «толстяк» разменял второй десяток

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS