Тема нового выпуска – Всемирный день свободы печати. Под обложкой – материал Екатерины Григорьевой об этом ежегодном международном празднике («Право знать»), статьи Ренэ Герра «Памятные встречи» – к 80-летию «Нового журнала» и Владислава Перевалова «О свободе слова и СМИ». «Журналистику не зря называют четвёртой властью, – читаем в рубрике «От редакции», – роль СМИ в политической жизни государств огромна. А значит, огромна и ответственность перед людьми и миром».
О победах былых времён
На страницах журнала традиционно представлены материалы к значимым историческим и литературным датам, а также статьи, освещающие самые актуальные вопросы современности. Так, Михаил Поляков пишет о президентских выборах во Франции в нынешнем, 2022 году, а Теодор Тэтов восстанавливает хронику Берлинской операции («Последние дни Третьего рейха»).
Элен Ришар и Анн-Сесиль Робер приводят факты о ситуации в мире сегодня («Между санкциями и войной») и приходят к выводу, что международная политика «показала свою неэффективность и опасность».
Материал Тео Гуриели приглашает читателя окунуться в глубь истории («Римская империя: завоевания, интриги, правители»). В центре внимания автора – такие императоры, как Юлий Цезарь, Нерон, Калигула, Август и Тиберий. «Захватнические войны делали популярными в Риме талантливых политиков, военачальников, публичных фигур из числа патрициев», – читаем в материале.
Страницам русской истории, а именно Ледовому побоищу, посвящена статья Олега Озерова. «Есть немало русофобов, которые тщатся всеми силами принизить роль сражения у Чудского озера, стараются всячески уменьшить значение побед русского оружия во все исторические эпохи, – пишет автор. – Когда они говорят о Великой Отечественной войне, то цинично заявляют, что Россия завалила всю Европу своими трупами. Вообще, все победы России в период между Ледовым побоищем и Второй мировой войной комментируются с иронией. Это делается в соответствии с официальной позицией тех западных историков, которые всеми способами стараются изобразить поражения, понесённые и фашистами, и их многочисленными европейскими союзниками, как последствия жестокой русской зимы, распутицы или «незаконных» действий партизан. Но представить это сражение Александра Невского с тевтонами как малозначащий локальный конфликт, не имевший проекции на ситуацию во всём регионе, невозможно».
Андрей Маруденко и Андрей Новиков-Ланской побеседовали с графом Петром Шереметевым. Вниманию читателей предлагаются его размышления о судьбе старейшего рода Шереметевых в эмиграции, русской диаспоре в Марокко, жизни в Париже и об отношении к России. А рассуждая об аристократическом вкусе, Пётр Петрович утверждает, что он «основан на образовании, потому что без образования вы не можете развить то, что лежит у вас в глубине сердца и в жилках».
В рубрике «Православный вестник» – материал Августина Соколовски «Святые Пасхального времени».
Альтернатива техногенной цивилизации
130-летию со дня рождения Константина Паустовского посвящена статья Игоря Сухих, который отмечает, что писателю «в самые катастрофические времена удалось остаться приличным человеком». «Паустовский всего на год моложе Булгакова (они познакомились ещё киевскими гимназистами) и ровесник Марины Цветаевой, – пишет Игорь Сухих. – Но на фоне ранних знаменитостей двадцатых годов (того же Булгакова, Бабеля, Ильфа и Е. Петрова) его путь выглядит долгим и извилистым».
В мае исполняется 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова. О нём – статья Светланы Кирилловой «Тоска по светлой тишине». В ней есть строки, в которых, пожалуй, заключена квинтэссенция его мироощущения: «На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Материал Оксаны Копенкиной посвящён другому художнику – Бэнкси, который «вернул искусство туда, где оно когда-то начиналось. На стены!». Он желает остаться инкогнито, заявляя: «Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите в маске!» Автор анализирует работы художника и раскрывает секреты созданных им образов: «В 2015 году в секторе Газа на разрушенной стене появилось изображение милого котёнка. Контраст получился невероятный: котёнок, играющий на фоне развалин с «мячиком» из арматуры».
Балету Лео Делиба «Каппелия, или Красавица с голубыми глазами» посвящена статья Сергея Макина. «По сути, классический балет противостоит техногенной цивилизации», – рассуждает автор. «Балетный станок – не то, что станок заводской, с его помощью создают храмы тела и души, – пишет он далее. – Цивилизация требует от человека согнуться, балет распрямляет, делает женщину похожей на богиню, а мужчину – на бога».
В материале к 100-летию со дня рождения Владимира Этуша, символизирующего целую эпоху кинематографа, – не только известные факты его личной и творческой биографии, но и, например, такая история со съёмок одной из сцен фильма «Приключения Буратино» (где он исполнил роль директора театра кукол Карабаса Барабаса): «…повозка, которой управлял Этуш, неожиданно покатилась под откос, но актёр вовремя спрыгнул с неё, так что всё закончилось благополучно».
Также в номере – статьи о Максимилиане Волошине, Игоре Северянине, братьях Гонкурах, об американском писателе, драматурге, одном из основоположников реалистического романа Генри Филдинге, материал Александра Балтина о поэтах войны – Твардовском, Симонове, Тарковском, Кульчицком, Самойлове, Друниной, Дегене.
Юлия Могулевцева