Глобальное недоумение
Кристина Ерёмина
Сорок седьмой Московский международный фестиваль привёз в Россию множество иностранных фильмов, один из них – «Глобальная гармония» (режиссёр Фабио Масса, Италия и США). Фильм заявлен как социальная драма о борьбе с эксплуатацией детей – в ней журналист создал благотворительный фонд «Глобальная гармония», но столкнулся с преступной организацией. Звучит интересно и перспективно, но что же мы получили на самом деле?
Фильм идёт 1 час 35 минут. Однако по ощущениям – целую вечность с наискучнейшими диалогами нераскрытых и непонятных героев. Начнём с того, что в фильме о детском труде детский труд показан 5 секунд в самом начале. И всё.
Большая часть фильма – это тошнотворно идеальная жизнь прекрасной семьи журналиста с приёмной чёрной дочкой и женой индуской, образец толерантности и доброты. Вот они вместе дружно обедают, вот папа целует дочку и говорит, как он её любит, вот они с женой вспоминают историю своего знакомства и так далее. Всё это снято настолько сопливо и неправдоподобно, что одна половина зрителей к этому моменту уже спала, а вторую тошнило от слащавости сцен. Я же думала: «Кто-то из семьи скоро умрёт, поскорее бы». И, конечно же, я угадала.
Заканчивается всё пафосной речью главного героя и, конечно, громкими аплодисментами. Скорее всего, от радости, что это позорище наконец-то закончилось. Что хотел сказать автор – неясно. Главные отрицательные персонажи не были не то что наказаны, их нам даже не показали. Зато показали множество других героев, не играющих никакой роли в сюжете. Зачем они были?
Понятно, что ММКФ должен представить нам определённое количество иностранных фильмов, в том числе из Италии. «Глобальная гармония» – типичное фестивальное кино на актуальную тему, снятое заумно и бездумно. Однако, на мой взгляд, кинофестивали пользовались бы большей популярностью, если бы их организаторы гнались не только за количеством однообразных фильмов, но и за их качеством.
Краш
Клим Карпычев
Часто кинематографисты стремятся к чему-то возвышенному, наполняясь непонятными для рядового зрителя отсылками к древнегреческой мифологии, Библии... Но по-настоящему цепляет то, что окружает нас всех каждый день.
Новый фильм Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки» – добрая, сентиментальная история о жизни пожилой пары. И 109 минут, где истории о мошенничестве и проблемах с районной управой кажутся выхваченными из реальных новостей, пролетели на одном дыхании. Лента затронула сразу несколько важных тем: одиночество, конфликт поколений, безответная родительская любовь. В каждом зрителе откликнется что-то своё – всё показанное узнаваемо.
В главных ролях замечательные Светлана Крючкова и Александр Адабашьян, в их дуэте – и ностальгия по молодости, и недоумение в связи с современными гаджетами, и нежная любовь к рисованию, и категоричное неприятие иммерсивных театров.
Фильм очень трогательный, но есть замечания. Сцена в подъезде, где главные герои вспоминают молодость, выглядит несколько странно из-за невыразительности кадра, вызывая желание скорее отвернуться от экрана. Это снизило эмоциональное воздействие, хотя очень интересно было наблюдать за Игорем Николаевичем, который говорил своей жене Людмиле Павловне, что она «краш». На молодёжном сленге это значит – любимая.
Покоробило также множество странных, резких нарезок кадров, как будто вырванных из контекста. Например, частая вставка пейзажей Санкт-Петербурга в неуместный момент разрушает ощущение целостности фильма, сбивая с толку.
Но это, наверное, пустяки, фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» оставил очень хорошее впечатление. Это тёплая, честная и местами очень смешная история о любви, преданности и смирении, которая найдёт дорогу к сердцу каждого зрителя, недаром лента получила на фестивале приз зрительских симпатий.