Берёза — одно из самых распространённых деревьев в России, растёт быстро, достигая 30–40 метров в высоту. Но для строительства домов её никогда серьёзно не использовали. На это есть несколько веских причин, рассказывает канал "Александр Долгих".
Во-первых, берёза плохо сохнет: усыхает на 8–10%, сильно коробится, трескается и теряет форму. Для сруба это критично, кому нужно, чтобы перекошенные стены и щели. Во-вторых, древесина пористая, как губка впитывает воду и быстро гниёт, особенно в нашем климате. Иногда дерево и вовсе сгнивало изнутри ещё на корню, и это становилось видно только после рубки.
Ещё берёзу трудно обрабатывать вручную, она вязкая и плотная, требует много усилий и хорошего инструмента. А на Руси не было современных пропиток, защищающих от гнили. Без них берёзовый дом простоял бы всего 5–7 лет.
Поэтому для строительства всегда выбирали хвойные: сосну, ель, а в Сибири и на Дальнем Востоке отдавали предпочтение лиственнице и кедру. Такие дома могли стоять больше 100 лет.
Берёзу же использовали по-другому: на дрова, мебель, резьбу, шпон, игрушки. Её древесина хороша для внутренней отделки, она отлично гасит звук. А ещё у берёзы была одна важная функция в старину: её сажали рядом с домом, чтобы она служила громоотводом, принимая удар молнии на себя.
При выборе дерева для сруба смотрели на ровность ствола, здоровье и место роста. «Больные» или растущие вдоль дорог деревья считались неподходящими. Существовало поверье, что такой дом принесёт беду. Лучшее время для выбора и заготовки деревьев считалась зима, а строили обычно весной и летом.
Ранее мы писали: Узнайте, как распознать удалённый захват устройства до того, как злоумышленники опустошат ваши счета
Фото: Freepik