Этот подвиг железнодорожников, строителей, воинов, никогда не будет забыт. С годами его величие лишь возрастает в нашем сознании. Только представьте: две блокадные зимы, великий город на грани жизни и смерти, наконец, отвоёванная тонкая полоска обстреливаемой земли – и строительство магистрали, которая не только спасёт Ленинград, но и станет дорогой Победы. Это больше чем история, это эпос нашей страны. Причём эпос невыдуманный.
Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, в самые чёрные и безнадёжные дни войны. Красная армия отступала. Вместе с жителями пригородных районов в тисках окружения оказались почти 3 млн мирных жителей. Немцам не удалось захватить колыбель революции. Следуя своей бесчеловечной логике, они приняли решение уничтожить город голодом и бомбёжками. Шансов на жизнь они ленинградцам не оставляли. В дневнике генерала Франца Гальдера, возглавлявшего генеральный штаб вермахта, в те дни появилась такая запись: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которые в противном случае мы будем кормить в течение зимы. Задачу уничтожения городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки».
Город в те дни лишился главного – связи с Большой землёй, прежде всего – железнодорожной связи. На восстановление этой артерии ушло полтора года.
1944 год. Поезд направляется в освобождённый город Шлиссельбург. Александр Бродский / РИА новости
Шлиссельбург взят!
Город защищали два фронта – Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя...»
У истока Невы из Ладожского озера расположена важная твердыня – город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но Шлиссельбургская крепость – знаменитый Орешек – всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы.
Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надёжно связать Ленинград со страной.
К началу 1943 года, в середине второй блокадной зимы, в городе оставалось почти 800 тыс. человек – измождённых, больных, израненных. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград в красных флагах. Город выжил. И теперь надеялся на железнодорожников. В них видел своё окончательное спасение.
Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. Дальше, несмотря на многочисленные попытки, Красная армия продвинуться не смогла. И строить магистраль начали в труднейших, экстремальных условиях. Это было рискованное предприятие, но необходимое. Железнодорожная связь для Ленинграда была в те дни синонимом спасения.
На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобождённом Шлиссельбурге началось строительство новой трассы, которую назовут Дорогой Победы. 33 км из Шлиссельбурга до Полян. Из них 8 км – по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток. Строили дорогу под бомбами. Строили, несмотря на постоянные вражеские диверсии. Строили её главным образом добровольцы, готовые идти на смерть. Не забудем о них. Для многих из них эта магистраль оказалась первой и последней в трудовой биографии.
Поезда спасения
Для этой дороги под вражескими обстрелами, в январские холода воины-железнодорожники стали наводить мост через Неву в районе Староладожского канала. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. 5 февраля в Ленинград пришёл первый поезд с продовольствием. Из-за налётов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник – на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли.
Битва за Ленинград продолжалась. Почти год ушёл на подготовку решительного удара по немецким позициям и полного снятия блокады. Последний артиллерийский удар по Ленинграду немцы нанесли 22 января 1944 года. В январе 1943 года маховик наступательных операций Красной армии ещё не набрал полный ход. Но именно тогда, на шлиссельбургском льду, под хмурым зимним небом, впервые сверкнула искра Победы.
И в город пошли поезда, которым – без преувеличений – рукоплескал весь мир. Ведь статьи о ленинградцах и о победах Красной армии на подступах к великому городу в те дни выходили во всех главных газетах Британии, Соединённых Штатов, Индии, сражавшегося Китая… Можно долго цитировать их восхищённые слова о ленинградцах, о железнодорожниках, создавших трассу под вражеским огнём…
А геббельсовская пропаганда долгие месяцы только высмеивала спасительную для Ленинграда шлиссельбургскую трассу. Пропагандист Третьего рейха кричал, что эта дорога станет для русских «коридором неизбежной гибели». Там действительно всё ещё погибали и люди, и паровозы… До мирного времени предстояло выдержать ещё немало сражений. Но они погибали ради Победы. И она принадлежит им – в первую очередь тем, кто не дожил до 9 мая 1945 года. Они запустили магистраль Победы, спасшую Ленинград, обеспечившую окончательное снятие блокады через год, в январе 1944 года. Вечная слава им!
Мост через Неву после бомбардировки