Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 ноября 2021 г.
  4. № 45 (6808) (10.11.2021)
Литература

Под сенью Пафнутьева монастыря

О нечаевских предках писателя

10 ноября 2021

«…На толстом веленевом листе князь написал средневековым русским шрифтом фразу: «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил»…» – эта «проба пера» главного героя романа Ф.М. Достоевского «Идиот», как известно, имеет биографическую подоплёку – крёстный отец и дед писателя по материнской линии, купец 3-й гильдии Фёдор Тимофеевич Нечаев родом из старинного городка Боровска, близ которого преподобным Пафнутием Боровским в 1444 г. был основан мужской монастырь...


В 1790 г. вместе с родителями и братьями двадцатиоднолетний Фёдор Нечаев «прибыл» в московское купечество, за пару десятков лет заработал на собственный дом, стал отцом трёх дочерей – Александры, Екатерины, Марии, будущей матери писателя, и сына Михаила…

Вслед за Л. Гроссманом исследователи один за другим предполагают, что, конечно, на развитие Маши Нечаевой, на её увлечение музыкой и художественным словом повлияла культурная среда её матери В.М. Нечаевой, ур. Котельницкой, но никак не купеческая нечаевская семья. А между тем изучение родословия боровских Нечаевых XVII–XVIII столетий позволяет нам предположить обратное и, более того, смело утверждать, что прямое отношение Нечаевых к истории Боровска, их род занятий и верование определённо повлияли на историософские взгляды Ф.М. Достоевского, на его пристальный интерес к старообрядчеству – одной из главнейших тем его произведений, на природу его творческого метода в целом…

Имена прямых предков Ф.М. Достоевского из рода Нечаевых по материалам издания 1888 г. «Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий» мы встречаем в «Хрониках» рода писателя М.В. Волоцкого и И.Л. Волгина, но лишь с имени Софона Яковлевича Струнникова (Нечаева), впервые упоминаемого в Переписной книге 1677 г. В обширном издании Игоря Львовича есть и ссылка на статью М.В. Шапошникова «Боровские купцы Нечаевы – предки Ф.М. Достоевского по материнской линии» из «Вестника музейной жизни» Гослитмузея за 2010 г., в которой проведена линия прямых предков писателя, включая отца Софона Якова Кононовича, деда Конона Матвеевича и прадеда Матвея Нечаева. А вместе с тем линии кровных родственников-мужчин Нечаевых можно проследить начиная с 1621 года – с данных первой Дозорной книги, приведённой в том же издании «Боровск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий».

…Незамысловатые слова переписчика воссоздают страшную картину средневекового городка, обезлюдевшего более чем на треть после кровавой расправы войск Лжедмитрия II: «В Воскресенском приходе дворы чёрные, во дворе вдова Оринка Третьяковская жена Нечаева с сыном Герасимком…» Её прежнее место жительства – «в Спасском приходе место дворовое Третьячка Нечаева» – пусто, ибо «посадские люди побиты в Пафнутьевом монастыре».

В Переписной книге 1646 г. уже взрослый Герасимко Максимов по прозвищу Третьяков (в данном случае записан по прозвищу от мирского имени отца – Третьячок, а по отчеству от имени отца при крещении – Максимов) выступает в роли главы семейства с сыновьями «Гришкою, Олёшкою до Серёшкою». В Переписной книге 1677 г. сыновья Герасима Максимовича и их дети утрачивают фамилию Нечаевы окончательно – теперь их потомство будет только Третьяковыми. Но в переписи слободы Мякишевской, что располагалась за рекой Протвой и «преж сего была за Пафнутьевым монастырём», указан двор Андрея Герасимова сына Нечаева с сыновьями Петрушкой и Афонкой. Андрей Герасимович, не вошедший в перепись 1646 г., родился после этой даты примерно в период 1646–1650 гг. и был с большой долей вероятности младшим сыном Герасима Максимовича Нечаева, унаследовав и родовую фамилию (других Герасимов Нечаевых, по имеющимся данным, в Боровске не было).

В этой же слободе указан и двор известного нам Софона Яковлева сына Струнникова (Нечаева) с сыновьями Пашкой и Артюшкой; отец Софона Яков Кононов сын Нечаев «прописан» с сыновьями Илюшкой и Микишкой в другой слободе – Коншиной…

В Писцовой книге 1685 г. все вышеперечисленные Нечаевы, кроме умерших Якова Кононовича и Андрея Герасимовича, проживают в Мякишевской слободе, «а в ней живут посацкие люди, а отписал тое слободу по указу… царя и великого князя Алексея Михайловича… Левонтий Корсаков из-за Пафнутьева монастыря и приписал к Боровску в посад…» В материалах историков мы находим упоминание того, что из Пафнутьева монастыря в ходе «посадского строения» было возвращено на посад четыре серебряника: судя по записям Писцовой книги 1685 г., ими были известные нам Илюшка и Микишка Яковлевы (Нечаевы) – серебряники, «взятые по уложению по торговому промыслу», и серебряник тож Андрей Герасимов сын Нечаев. По дворовому месту Андрея Герасимовича значилась уже его вдова – «Аксиньица Андреевская жена Герасимова сына Серебряникова» и её сыновья – Петрушка, Афонка и Ивашка под фамилией Серебряниковы, которые, как и отец, «делают серебряное дело, да продают лук и чеснок, до упашут в огороде…»

Здесь же сообщается, что Андрей Герасимов по т.н. отписной книге второго «строельщика» боровского посада Василия Шетнева проживал в одном дворе со своим отцом Герасимком – Нечаевым. Скорее всего, Герасим Нечаев, тоже серебряник (ремесло, как известно, передавалось по наследству), был четвёртым из мастеров серебряного дела, возвращённых на посад для уплаты налогов в казну. По соседству со двором Андрея Герасимовича Нечаева находился двор и Конона Матвеева сына Нечаева, серебряника, который к моменту переписи давно «умре».

Итак, в одной и той же слободе живут по соседству люди, объединённые одним специфическим ремеслом ювелиров-серебряников, одной фамилией и близостью к монастырю, – можно практически утверждать, что потомки Третьячка Нечаева и Матвея Нечаева – родственники и, следовательно, кровные родственники великого русского писателя Фёдора Достоевского…

Обратим внимание и на специфические фамилии-прозвища Нечаевых – Струнниковы и Серебряниковы. Одним из самых «ходовых товаров» у ювелиров и кузнецов того времени была серебряная или медная проволока (гладкая или витая, изготовленная путём волочения и дальнейшего скручивания) – знаменитая русская скань. Помимо украшений для фолиантов, церковных одежд, риз, ювелирных изделий и проч. из подобных заготовок производились и струны для музыкальных инструментов – домр, гуслей и т.д., спрос на которые до царского указа 1648 г. о скоморохах был необычайно велик. Софон Яковлевич Струнников-Нечаев или его отец могли быть изготовителями серебряных или медных струн или музыкантами (струнник со «средневекового» – человек, играющий на струнных инструментах), – не отсюда ли истоки уникального «полифонического» романа Достоевского, его «композиторское» мышление в процессе создания структуры своих произведений по принципу «контрапункта»? Не отсюда ли – блестящий музыкальный дуэт матери писателя Марии Фёдоровны и её брата Михаила Фёдоровича Нечаева, и музыканты среди многочисленных племянников писателя? И ещё деталь: супруга Ф.М. Достоевского Анна Григорьевна отмечала безупречный вкус мужа в выборе ювелирных украшений…

В 1666 г. Софон Нечаев станет свидетелем заточения в Пафнутьевом монастыре протопопа Аввакума, в 1675-м – сидения в яме городского острога боярыни Морозовой и княгини Урусовой, сожжения четырнадцати раскольников во главе со священником Полиевктом… Подавляющее число боровчан, сочувствующих мученикам, станут старообрядцами, а их город – некоронованной столицей старообрядчества. Скорее всего, Нечаевы тоже были приверженцами «старого благочестия», поскольку в середине XIX века боровский купец 3-й гильдии, городской голова Алексей Козьмич Нечаев и его отец Козьма Афанасьевич указаны в материалах местных краеведов как староверы. Москвичи Нечаевы не теряли связи с родными, приезжая на ежегодные боровские ярмарки. Возможно, что в Москве, как и старик Рогожин в романе «Идиот», они ходили в церковь только «для виду», полагая, что «по старой вере правильнее». Не отсюда ли, а не из кружка Петрашевского, как сказано в иных работах по теме «Достоевский и старообрядчество», – пристальный интерес писателя к раскольничеству и следование в творчестве принципу протопопа Аввакума – «не о красноречии печься»?

Дядя писателя Николай Иванович Нечаев ушёл в монастырь, тётка Рогожина во Пскове – одном из центров раскольничества – монашенка по призванию… Примеров влияния боровской среды на Достоевского много, и они не укладываются в рамки настоящей статьи. Ясно одно – роль нечаевского окружения Фёдора Михайловича в формировании его мировоззрения и творческой природы пока не оценена по достоинству…



Тэги: Исторические источники Ирина Тишина
Обсудить в группе Telegram

Ирина Тишина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Жестокий Август

    09.12.2023
  • Интриги партаппарата

    29.12.2021
  • Разбой капут!

    22.12.2021
  • Дочка учительницы

    24.11.2021
  • Плоть от плоти

    17.11.2021
  • «Как это всё опротивело и надоело!..»

    67 голосов
  • Интриги партаппарата

    36 голосов
  • Однообразная прегорькая жизнь,

    24 голосов
  • Одни спасали, другие доносили

    22 голосов
  • Женщина на войне: Ирина Дунаевская

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS