
Алекс Громов
Владимир Аваков. Секундант Его Императорского Величества. – М.: Эксмо, 2025. – 544 с.
Почти полтора века назад в Москве был открыт памятник Пушкину. И вот в наше время главный герой романа, интеллигентный, но хваткий политтехнолог Олег Петрович проходит мимо него, наблюдает, как суетятся люди, и размышляет о роли Пушкина в наши дни.
В тексте – два времени: историческое, касающееся последних дней жизни великого поэта и его роковой дуэли (показано через реальные архивные документы), и современное, где среди отечественных учёных идут споры о лингвистических подтекстах пушкинских строк и их влиянии на подрастающее поколение. И разворачиваются приключения Олега Петровича, которого привлекают в качестве эксперта к анализу пушкинской темы на съёмках фильма, посвящённого той самой дуэли и событиям вокруг неё.
В романе постоянным фоном идёт неформальное сравнение двух времён (и их обитателей) – как позднего пушкинского, с балами и клубами, чиновниками и помещиками, так и современного – с теми же чиновниками, предпринимателями и персонажами полусвета. Неслучайно один из первых эпизодов – попытка того Олега Петровича представить окружающих его людей в элитном общепитовском месте – живущими пару столетий назад. Кем бы они тогда были?..
Роман – обстоятельный, большинство выдуманных ситуаций выглядят реально, и неторопливый, тщательно прописанный в деталях текст напоминает настоящее документальное повествование. Он воспринимается почти как повседневная история, которая, если не всматриваться в технические параметры настоящего времени, в чём-то похожа на события тех далёких лет, когда сам Пушкин ещё гулял по московскому центру, а не возвышался посреди него памятником и символом.
Большинство мест, где происходит действие романа, так или иначе связаны с Пушкиным, – будь то площадь его имени в Москве; Пушкинский дом в Санкт-Петербурге, где работают сразу два персонажа; или музей на Мойке. Одна из сюжетных линий романа посвящена поискам неизвестных пушкинских документов, ряд которых (а вот не подделки ли – это ещё предстоит выяснить!) давно и тайно находится у тех, кто по стечению обстоятельств оказался их хранителями.
Да, Олег Петрович с интересом изучает пушкинские материалы, но основная его жизненная цель – это преуспеть, кого-то нужным образом проконсультировать, и «проконтролировать» роль Пушкина, сделав неактуальными «ненужные прочтения», в том числе – некоторые аспекты отношений поэта с царём. Наверняка и во времена самого Пушкина были такие услужливые чиновники, причём вовсе не из Третьего Отделения, которые почитывали Пушкина, как модного литератора, но при этом вовсе не считали его ровней себе. «Пушкин и принадлежит истории, и одновременно актуален как никогда. Место его уникально... По этой причине современникам следует задуматься над каждым его словом и заставить себя понять тот смысл, который вложен в это слово поэтом».
Вот Олег Петрович отправляется к профессору одного из самых известных высших учебных страны и узнаёт о научном эксперименте, в котором пытались анализировать воздействие пушкинских строк на современное юношество. Но понимает ли сам герой, который проверяет происходящее и происходившее именно рассудочным анализом, чувства поэта и окружавших его людей, их эмоциональные отношения? И то, что звучит в строках Пушкина?
Автор не раз подчёркивает, что Олег Петрович ищет не ответы на вопросы, не истину, а то, что устроит тех, кто ему заказывает сделать анализ. И Олег Петрович тогда спрашивает самого себя – а правильно ли я понял их пожелания, закажут ли мне ещё исследования? Заплатят ли ещё больше? Вот такой креативный консультант. Ему заказали исследование даже не образа Пушкина, а возможности использования этого самого образа, и он сразу взялся за дело. А вот подействуют ли на него поэтические строки – вопрос открытый.