Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 ноября 2017 г.
Искусство

Под знаком Распутина

01 ноября 2017
Диалог продолжается: Николай Бурляев (слева) и Анатолий Стрельцов

В Малом театре показали „Прощание с Матёрой“ и собрали круглый стол


В Малом театре прошла встреча руководства оргкомитета кинофорума «Золотой витязь» во главе с Николаем Бурляевым, «иркутского творческого десанта» в составе артистов Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова и гостеприимного хозяина дома – Государственного академического Малого театра. Предводительствовал, как положено, на приёме его художественный руководитель, народный артист СССР Юрий Соломин.


Совпадение знаковых событий и персон (среди которых была и вдова В.Г. Распутина Ольга Владимировна Лосева) во многом, как признали сами участники круглого стола, определено было приятным и в то же время взыскательным поводом: показом днём ранее на сцене Малого привезённого из Иркутска спектакля «Прощание с Матёрой».

Земляки писателя, давно и очень бережно переводящие его прозу на сценический язык, с аншлагом показали в Москве постановку по повести, казалось бы, давно всем известной, прочно вошедшей в хрестоматии. Собственно, сам образ писателя, чьё 80-летие отмечается в этом году, наполнял силой и выступления, и реплики, и саму атмо­сферу общения под торжественными сводами первого русского нацио­нального театра.

Николай Бурляев первым сделал акцент на том, что иркутяне привезли «своего» Распутина не абы куда, а именно в легендарный дом Островского, находящегося ныне, по выражению режиссёра, на форпосте борьбы за сохранность русского репертуарного и психологического театра. Чтобы он выжил и в дальнейшем поступательно развивался, необходимо, в чём убеждён основатель «Золотого витязя», окончательно стряхнуть с него морок коммерции в виде закулисных всесильных так называемых менеджеров, вспомнив наконец, ради чего существует искусство – ради спасения души, а не для извлечения прибыли. «Мы уже третье десятилетие повторяем ошибку, – признал Бурляев, – которая обществом была не осознана начиная с 1991 года: культуру мы по-прежнему упихиваем в рынок. Ну никому же в голову не придёт упихнуть в рынок атомную бомбу». А у нас с кино, по его словам, которое само по себе – столь же грозное оружие, – проделывают ту же опаснейшую процедуру, как это происходит на примере Фонда кино.

14-2-44.jpg
Сцена из спектакля «Прощание с Матёрой»

Театровед Ольга Галахова констатировала невнимание большинства современных режиссёров к литературе, представленной именами Распутина, Белова, Абрамова, Шукшина, и объяснила это временными издержками недопонимания обществом своих недавних выдающихся современников. Ведь и в ХIХ веке, по её замечанию, в первые годы после смерти Островского, а потом и Чехова их ставили вяло, больше по традиции эстетического родства, первого – к Малому, а второго – к Художественному театру. И только в советское время, с высоты прожитого и пережитого страной, эти два автора, судя по их репертуарной востребованности, по праву стали классиками.

Ректор Литературного института им. А.М. Горького Алексей Варламов, по его признанию, «человек нетеатральный», напомнил, как не освоены пока должным образом, помимо распутинского творчества, пласты прозы Солженицына и Платонова, и насколько театру, задающему себе высокие ориентиры, предстоит ещё много работать с русской классикой ХХ века. После таких слов вдвойне отрадно было лицезреть на встрече в Малом театре директора Театра имени Охлопкова Анатолия Стрельцова и – в недавнем прошлом главного режиссёра этого театра Геннадия Шапошникова, – без преувеличения, рыцаря распутинской прозы на сцене. С недавних пор Г. Шапошников получил, что называется, московскую прописку, возглавив Театр на Покровке. Хочется пожелать, чтобы совсем не гладкая за последние четверть века стезя русского реалистического театра, которую этот режиссёр для себя выбрал и чему он – судя по его ярким и глубоким спектаклям, – верен, оказалась бы для него не столь уж тернистой. Залог тому, например, завоевавшая Гран-при XIII Международного театрального форума «Золотой витязь» и Приз зрительских симпатий XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский Дом» масштабная его постановка «Тихого Дона» в Ростовском академическом театре им. Горького во времена Александра Пудина. Спектакль, кстати, – так же, как и его же «Прощание с Матёрой», – был показан на сцене Малого театра в 2015 году.



14-3-44.jpgПрямая речь

Капитолина Кокшенёва,
 критик, доктор филологических наук,
член экспертного совета Министерства культуры РФ:

– Сегодня одно лишь намерение ставить Распутина на сцене – это уже немалая дерзость, своего рода вызов устоявшимся квазилиберальным «устоям». При этом были и есть постановки (сегодня, правда, их можно пересчитать по пальцам), и порой вполне качественные, по его книгам. Но театра Распутина – театра, которого писатель, вне всякого сомнения, заслуживает, – в России нет. Хотя он как институт был бы крайне необходим в условиях продолжающегося доминирования понятий антииерархии и антиценностей, которые с 90-х годов, невзирая на произошедшие уже позднее коррективы в государственной политике в области культуры, не сдают своих позиций в творческой среде.


Тэги: Спектакль Валентин Распутин Малый театр
Обсудить в группе Telegram

Алексей Голяков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Вне условностей

    25.09.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • На «Поезде жизни» - к новой, счастливой реальности

    27.05.2024
  • Люди – деревья, люди – сад

    101 голосов
  • «Смертельный джаз» в МДК Арбат

    78 голосов
  • Смердяковщина

    43 голосов
  • Пока живы, помним…

    42 голосов
  • Не приватизированный властью

    42 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS