Четыре года назад я написал свой первый текст о беспределе в российских школах: буллинге и близящихся массовых убийствах. Однако услышан не был. Ещё не произошла трагедия Керчи, но меня уже назвали кликушей.
А теперь случилась трагедия в Казани, которая может стать катализатором опасных процессов. Кто-то из подростков наверняка воспримет опыт убийцы как некий modus operandi. Из нелюдя-неудачника уже пытаются сделать героя – у него находятся тысячи защитников и подражателей. Один из таких в Пермском крае пришёл в школу с ножом, напал на 74-летнюю учительницу физики.
Однако то, что слышно сейчас от ответственных чиновников, аналогично невнятице прошлых лет. Государство не знает, что делать с подростками, которые для России могут стать куда опаснее, нежели внешние враги. Не принимать же за решение проблемы увеличение высоты заборов? Мир, который стянут колючей проволокой, не становится безопаснее. Ведь зло живёт внутри человека – и защититься от него можно, лишь выкорчевав его из души.
Детей, подростков атакуют – психологически, духовно, душевно – каждый день. Деструктивные секты, субкультуры, романтизирующие смерть, вроде «Синего кита». Причём дети остаются с угрозой один на один. Только так и бывает в мире, где всем на всех наплевать.
Создана матрица, которая воспитывает в человеке апатичное существо, зацикленное на самом себе. Нет людей вокруг, нет Бога. Есть желание либо выпасть из мира, либо проложить в нём кровавую дорогу к успеху любой ценой. Этому учат с ранних лет – «падающего толкни» и обязательно добей.
Идеология либерально-рыночных отношений, густо замешенных на нигилизме и постмодернизме, уничтожающих любые ценности и авторитеты. Массовая культура работает на то, чтобы отнять у человека веру в самом широком смысле. А без неё нет созидания, есть лишь потребитель, единственная цель которого – жрать.
Именно поэтому современные дети и подростки мало что хотят. Говорю, безусловно, не о всех, потому что есть и таланты, и герои. Так вот, у современных подростков зачастую нет желаний, увлечений, идей. Не считать же таковыми погружение в матрицу? И у них нет цельного мышления.
Добавьте к этому навязчивую визуализацию зла, помоечный контент социальных сетей, переформатирование сознания из сострадающего в жаждущего развлечения любой ценой, проблемы с психологической помощью – получите примерный набор, вызывающий в детях желание уничтожать и убивать. И, конечно, крах (у нас это назвали оптимизацией) образования, которое превратили в услугу, а из учителей сделали кого-то вроде официантов перед детьми (только вместо блюд – предметы). Что вы хотите в итоге? Смерть? Или смерть мучительную?
Но когда я говорю о детях, не забываю, что этот жуть-мир создали для них родители. И создавать продолжают. В том числе когда дома позволяют себе оскорблять учителей, когда мнят себя «успешными», когда предпочитают сидение в социальных сетях и перед телевизором общению с детьми, когда перестают спрашивать и требовать с себя. Это ваши дети, господа родители, и они отомстят вам за ваше же равнодушие. Отомстят страшно.
И да, в конце кто-нибудь скажет: так а делать-то что? Перечитать вышенаписанное – и менять ситуацию. Прежде всего в вопросах идеологии, образования, гигиены души и, конечно же, всестороннего воспитания. Последнее – ключевое слово. Начинать это делать лучше всего прямо сейчас. Убийцы уже за дверью. Как в «Хэллоуине» Карпентера или «Забавных играх» Ханеке. Лишнее доказательство того, что жизнь подражает искусству, но зачастую оказывается куда страшнее.
Платон Беседин, писатель (Севастополь)
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции