Совместимы ли эти понятия?
В конце марта на несанкционированный митинг против коррупции вышли тысячи совсем молодых людей, в первых числах апреля история повторилась. Что это за поколение, выросшее уже в новой, демократической России и так легко поддающееся на провокации, спросили мы у экспертов («Бунт непоротых», «ЛГ», № 13)? Сегодня продолжаем тему. Как не допустить, чтобы ваш ребёнок стал марионеткой в чьих-то руках?
«Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть». Эта мысль принадлежит французскому живописцу Фердинанду Виктору Эжену Делакруа (1798–1863), автору знаменитой картины «Свобода на баррикадах»). Он знал, что говорил.
Почему именно этими словами можно обозначить проблему подростков, оказавшихся марионетками во взрослых играх? Потому что в ответ на произошедшее некоторые взрослые, наблюдая за происходящим в форточку интернета и считая себя гуманистами и интеллектуалами, вдруг разразились праведным гневом: «Даже детям невмоготу!..» Тем, кто хотел бы с ними солидаризоваться, советую вдуматься в слова Делакруа.
Гибкая совесть – беда не одних политиков, это сегодняшний практический стиль взаимоотношений взрослых и детей. Мы хотим, чтобы они скорее становились самостоятельными, ответственными, а во главу угла ставим не упорный труд, а игру, игровые технологии. Заботимся о том, чтобы сначала удовольствие ученик получил, а потом, может быть, и тот результат, без которого никакие ОГЭ и ЕГЭ не сдашь.
Инфантильность и желание играть – те свойства натуры, которые преодолеваются «думанием» в радость. Дошкольникам родители ещё читают, но потом быстро сдают их на попечение «планшета» – мол, оказавшись в интернете, сам собой образовываешься. Удобно куда-нибудь «сбагрить» чадо, чтобы не отвлекало от собственных дел, да хотя бы и от сидения в сетях.
Когда дитя начинает учиться в школе, ему уже очень редко читают, всё более отдаляясь от ребёнка и от того, чем он дышит, о чём думает. Это нас наша «гибкая совесть» успокаивает – если сын или дочь сидят за столом, не бегают, нам вопросов не задают, значит, всё в порядке.
Нет, дорогие мамы и папы, дорогие учителя: всё не в порядке! Образование – труд. Как часто мы с восторгом слово «труд» произносим? «Искусство и добродетель всегда рождаются там, где труднее». Можете оспаривать утверждение Аристотеля, но лучше всё же принять его как данность и готовить детей, как учил К.Д. Ушинский, «к труду жизни», а не к «счастью»!
Всё это я говорю потому, что дети и подростки, не вовлечённые в настоящее дело, ищут на свою голову приключений и, вы знаете, находят чаще там, откуда грозит беда.
Дорогие родители, вспомните, когда вы в последний раз привлекали ребёнка к чему-то «настоящему»? Дорогие учителя, когда вы вместе с учениками сделали что-то такое учебно-творческое, чтобы порадовать других? Дайте им задание написать сочинение с опорой на предложенные мной цитаты, на одну или другую тему, дайте возможность высказаться, услышьте их! Самая большая беда в том, что мы не слышим детей, дети не слышат нас. А ведь у подростков больше открытий, чем у нас, и больше психологических барьеров, которые им надо преодолеть, чтобы самоутвердиться.
Давайте будем находить в день 15 минут для разговора и семейного чтения. Хотя бы на пятнадцать минут вспомним, что мы родные, что любим друг друга, что нам есть что сказать и что передать ребёнку, вступающему в жизнь. Ведь то, что я, взрослый, не внушил сегодня (и не менторским тоном), я не успею сделать уже никогда. Не верьте себе, что «устали», что есть дела важнее. Нет ничего более важного, чем душа ребёнка. Будите её, направляйте, ставьте в условия, где она проявит себя с лучшей стороны.
Прямая речь
В поисках романтики
Ирина Медведева, психолог, член Совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ
Подростково-юношеский возраст отличается, в силу специфической для этого возрастного периода психофизиологии, желанием конкурировать со взрослыми. А поскольку ни умом, ни образованностью, ни социально-экономическим статусом они взрослых переплюнуть не в силах, им приходится обращать на себя повышенное внимание, заявлять о своём превосходстве какими-то вычурными, демонстративными действиями, в особенности действиями протестного характера (возвыситься до взрослых не могут, зато могут соответствующими выкриками и лозунгами их унизить). Тем более, когда действия только по виду революционные, но безопасные.
Есть и ещё один немаловажный фактор. Этот возраст отличается острой потребностью в романтике, в том числе романтике подвига, свершений. И когда романтическая жажда не утоляется влагой из чистых источников, то есть когда ребят не призывают к подвигам созидания на благо Отечества и не учат их получать радость от преодоления препятствий, им легко подсунуть псевдоромантические помои, позвав на якобы революционную массовку Навального или ещё какого-нибудь ряженого «борца с коррупцией».
И, наконец, третье. У молодых людей сегодня огромный дефицит личного общения, поскольку они больше общаются с экраном, а не друг с другом. А природа их возраста требует дружбы, влюблённости и вообще всего того, что без непосредственных контактов осуществить трудно. И, наоборот, весьма вероятно на таком массовом мероприятии.
Кстати
На днях появилось сообщение, что депутаты Заксобрания Ленинградской области разработали законопроект, согласно которому пользователем соцсети может быть только лицо, достигшее 14 лет. При регистрации владелец сервиса обязан проверить его паспортные данные. За нарушение этого положения юридическому лицу будет грозить штраф от 100 до 300 тыс. рублей. Пользователь, умышленно указавший недостоверную информацию, может быть наказан штрафом от 1 тыс. до 3 тыс. рублей.
Готовы ли мы отказаться от права входить в соцсеть анонимно и лишить такой «няньки» своих детей, ограждая их и от вербовщиков-террористов, и от участия в несанкционированных митингах? И насколько реальна такая мера технически? Приглашаем к разговору специалистов, педагогов и, конечно, родителей.