Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2025 г.
  4. № 51 (7015) (24.12.2025)
Литература Авторская рубрика

Подсолнечник

23 декабря 1942 года ушёл из жизни Константин Дмитриевич Бальмонт.

24 декабря 2025
Портрет работы Валентина Серова (1905)

Елена Сазанович, писатель, драматург, сценарист

«Я хочу России!»... «Моё сердце в России!»… Как она была давно. Россия. И этот золотой месяц в пенной волне моря. Почему бы его не достать? Ему казалось тогда всё возможным. И он пошёл за ним. Наперекор взволнованному морю. В шляпе, в пальто. С неизменной тростью. И вот уже вода по самое горло. А месяца нет. И он так же вернулся обратно. Продолжая верить, что когда-нибудь… Непременно… Да какой он гражданин мира! «Я русский, а не гражданин Вселенной, и уж меньше всего гражданин старенькой, скучненькой, серенькой Европы…» Потому что только русский может поверить в то, что месяц можно достать из моря. И не просто поверить. И повести за собой других. И главное – когда-нибудь его достать. Вот в чём она, русскость! Потому что только русский может четырежды совершить кругосветку, но окно в Европу таки захлопнуть. Знать более 20-ти языков, чтобы разговаривать на одном. Только русский может устроить бурю в стакане воды. Чтобы на дне увидеть – месяц…

Я же всегда их не любил! И какого чёрта я здесь! В убогой парижской квартирке, с разбитым окном в Париж. Которое он сам же и разбил. От очередного отчаяния. Когда даже нет смысла вставлять новое. Как нет и гарантии, что отчаяние не вернётся. Как темно… Как холодно… Ветер… Марина… Мой самый верный товарищ и друг. И как часто я жалел, что не больше. Наверное, потому, что она меня боготворила. А это не любовь... Она перекрестила меня на прощанье. Тогда, в Москве. Она чувствовала, что я уезжаю навсегда. Только она это чувствовала. Марина Цветаева. И она была права: «Революции делаются Бальмонтами и держатся Брюсовыми». Но Бальмонты ещё делают историю. И когда её пытаются переписать, Бальмонты одни из первых оказываются под прицелом. Почему?..

Он часто сравнивал себя с Байроном. Оба – из благородных по происхождению. Оба – революционеры по убеждению. И поэты – по призванию. Эксцентрики – по желанию. Нет, я не Байрон! Я – Бальмонт! Прошу не путать. . Подумаешь, прихрамываю, как он... Так же с пяти лет он научился читать, а с десяти – сочинять! Эпатажные выходки на самом деле – гнев против сытых. Пылкая любовь – в крови. И революция – в крови. Невозможно быть счастливым, когда другие несчастны! Это не просто непорядочно. Это подло! Да, я, как Байрон… Мы – отверженные. Аресты и изгнание. И наконец – эмиграция. Навсегда. Уже по своей воле. И я мог, мог, как и он, участвовать в восстании. За свободу чужой страны! Потому что революционеры бывшими не бывают! Но мне уже не 36… Нет, я не Байрон. Я гораздо старше… «Байрону легко было быть Байроном». А Бальмонту трудно быть Бальмонтом. В России. Даже когда вся Россия в него влюблена.

Его выгоняли из всех учебных заведений, включая Московский университет. За участие в революционных кружках. За революционные прокламации. За революционную агитацию. А он шёл вперёд. Как всегда с гордо поднятой головой. И детской улыбкой. Самый лиричный из лириков. Подсолнечник! Так однажды назвала его Марина. А он шёл вперёд, по Невскому, чуть прихрамывая. С револьвером в кармане. И красным флагом в руках. Это он строил баррикады. Это его бросали в Бутырку. Это он участвовал в краснопресненском декабрьском восстании и во всех революциях. Это его дерзкие строки звучали на улицах и площадях. И это его не раз ждало изгнание… И это его стихи – категоричные, без прощения – гремели по всей стране. «Наш царь», «Николаю Последнему», «Царь-ложь», «Преступное слово», «Будто бы Романовым»… Стихи арестовывают вслед за автором. И судят. И Бальмонт покидает Россию. А стихи остаются. Ведь стихи арестовать невозможно. Их эхо мятежный ветер разносит по всей измученной стране. И уносит далеко-далеко за её пределы… Самый символичный из символистов. Подсолнечник! «Будем как Солнце!..» «Я русский, я русый, я рыжий! Под солнцем рождён и возрос!..» «Я верю в Россию, я верю в самое светлое её будущее!..» Он до конца считал себя революционером и бунтарём, мечтающим о «воплощении человеческого счастья на земле».

Он умирал в оккупированном фашистами Париже. В холодной постели. В приюте Матери Марии, где прожил последние годы своей бурной жизни. Такой непривычно тихий. Такой отрешённый от мира. Навсегда разучившийся улыбаться. А ведь скоро Новый год. Разве под Новый год умирают? И что же тогда будет в следующем?.. Перед смертью он перечитал «Войну и мир». А совсем скоро победоносно закончится Сталинградская битва. Но он этого уже не узнает.

Бальмонта называли сумасшедшим. И не простили… Впрочем, за что его могла принять эмиграция? За его революционные стихи? За приглашение печататься в «Искре» Ленина? За работу в Наркомпросе у Луначарского? За его лекции, стихи и переводы? За его дружбу с Горьким, Короленко и Блоком?.. Накануне 1 мая 1920-го в Колонном зале Дома Союзов он прочёл «Песнь рабочего молота». А перед отъездом за границу поэта громко чествовали к 30-летию выхода первого поэтического сборника. За рубеж он уехал не на их пароходе. И не скрылся тайно из страны. Тем самым нарушив «церемониал» бегства из Советской России и прибыв в Париж «не подстреленным». Заграницу его отправил Луначарский. С заданием изучить революционное творчество народных масс. С командировочными на полгода безбедной жизни с семьей. И на лечение. А Луначарский редко ошибался. И отпускал тех, кому доверял. Эмигранты дружно назвали Бальмонта большевиком и чекистом. Он пытался оправдаться, периодически поносил Советы. Но там всегда помнили, что он – самый революционный поэт России. Поэт, у которого вышло 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его переводы, которых насчитывалось около 10 тысяч страниц текстов, познакомили русского читателя с Байроном, Шелли, Верхарном, Уитменом, Уайльдом, Лопе де Вега…

Когда-то его назвали «вечной тревожной загадкой». Он так и остался загадкой. Почему он умирает в чужой стране? А может быть, просто Бальмонт выполнил свою миссию? Перед Родиной? Судя по шальной реакции эмиграции? Загадка… «До свидания в Москве!» – Бальмонт пожал руку Луначарскому перед отъездом. Свидания не состоялось. Но как знать. Возможно, где-то там… «Я не знаю в истории ни одного поэта, который бы предал свою Родину». Может, разгадка в этих его словах?

Он всё познал. И высоту. И бездну. Но оказался в стороне. И от вершин. И от пропасти. В его жизни был утраченный рай и добровольный ад. И демоны кружили над ним, и ангелы охраняли его. В его жизни были и праздничные колокольчики, и траурные колокола. Время колоколам кричать. И время молчать. Однажды его колокола замолчали. Может быть затем, чтобы он достал месяц из моря.

«История людей – история войны…»
Константин Бальмонт   
Тэги: Во все колокола
Обсудить в группе Telegram

Елена Сазанович

Писатель, драматург, сценарист, член Союза писа... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Негражданин мира

    22.10.2025
  • Мятежное путешествие

    24.09.2025
  • Красный крестоносец

    21.08.2025
  • Вперёдсмотрящий

    23.04.2025
  • Комиссар

    19.03.2025
  • Одесский семицветик

  • Пламенный

  • Карбонарий

  • Американский диссидент

  • Советский романтик

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Поэзия Чечни Поэзия Дагестана Книга месяца от Анны Матвеевой Четвертое дыхание Во все колокола
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS