Мария Степанова. Есенин vs Маяковский. Поэтическая дуэль. – М.: Центр книги Рудомино; Бослен, 2022. – 208 с.
Само название книги – «Поэтическая дуэль», как и имена Маяковского и Есенина, поставленные рядом, – сразу задаёт тон: сейчас нам расскажут о противоборстве, о сражении, о непримиримой вражде. Миф о ней укоренён в литературной среде настолько, что стал благодатной почвой для множества анекдотов и полуфантастических рассказов. Один из них приводит в книге сама Мария Степанова: это «воспоминание» Николая Вержбицкого о разговоре между поэтами, которого на самом деле никогда не было. Что примечательно – шутливом и достаточно дружеском.
Ознакомившись с книгой, читатель вряд ли сможет осудить желание Вержбицкого представить отношения этих двоих в чуть более «тёплом» свете.
«Поэтическая дуэль» происходит по всем правилам: каждая глава, будь то схожий этап биографии или волнующая тема, – это поле боя. Автор задаёт тему, и противники «стреляют по очереди» – вот вам история Есенина, вот Маяковского. Между главами – архивные фото, иллюстрации, плакаты и другие приметы эпохи, которую воссоздаёт Мария Степанова, описывая то Тверской бульвар, то Замоскворечье, то интерьеры литературных кафе. И во всём этом – в приверженности одним и тем же местам, а особенно в очаровательной бессовестности самопрезентации, видны точки сближения двух поэтов: «И Есенин, и Маяковский за созданным ими эстрадным образом хулигана прятали природную застенчивость и ранимость, о которой знали только люди из их ближайшего окружения». Вышедшие из разной культурной среды и предпочитавшие полярные творческие методы, они оба с почтением относились к Блоку, претендовали на «роль «Пушкина ХХ века», были увлечены Пикассо и критиковали друг друга, что «сопровождалось неизменным взаимным интересом друг к другу – к творчеству и к жизни». Есть все основания предположить, что этот взаимный интерес и его плоды и подтолкнули автора к написанию книги. Мария Степанова приводит множество воспоминаний современников о «подвигах» молодых эпатажных поэтов, об их словесных баталиях и публичных выступлениях, но это всё можно смело отнести к декорациям – стоит признать, крайне любопытным. А вот мысль о том, что, «соперничая, они хотели перещеголять друг друга, используя поэтические открытия друг друга, развивая их или наполняя новым содержанием», то и дело выходит на первый план. В этом ключе, например, рассматривается поэма Есенина «Сорокоуст», в которой Степанова обнаруживает отсылку к стихотворению Маяковского «От усталости».
Подобных нюансов в книге множество, особенно интересна в данном контексте глава о заграничных поездках, которая отчасти проливает свет на вопрос, неизбежно возникающий у читателя: так ли на самом деле были чужды друг другу Маяковский и Есенин? Оказавшись за пределами Страны Советов, они оба были восхищены технологическим прогрессом, урбанизмом и искусством Запада, но в итоге пришли к одному и тому же невесёлому заключению: «...они пишут об оскудении духа, об отсутствии культуры в её глубинном значении». И здесь, кажется, кроется тот самый нюанс, который упорно не позволяет увидеть в поэтах однозначных противников. И Сергей Есенин, чьё отношение к революции перестало быть одобрительным довольно скоро, и Владимир Маяковский, долгое время в представлении потомков бывший лишь «поэтом-агитатором», – оба мучительно любили свою родину, которая на их глазах проходила через необратимые изменения. Они по-разному смотрели на сущность творчества, на его предназначение и на роль художника в обществе, но всё это была полемика людей, одинаково одержимых тем, на что они положили жизнь, – служением искусству, которое для них обоих было неразрывно связано с культурой и судьбой своей страны.
Возвращаясь к названию книги – принято думать, что у наблюдающего за дуэлью непременно есть фаворит, на победу которого он рассчитывает. В случае с данным «поединком» подобная категоричность излишня. За ним просто интересно наблюдать, тем более что конец нам заранее известен – и Маяковский, и Есенин стали признанными классиками, интерес к которым не угасает и по сей день.
София Шпитонкова