«Поединок» – купринский шедевр, как и «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» и многие другие рассказы. Если к повести «Впотьмах», написанной, когда начинающему писателю было 22 года (потом он её стыдился), и публицистичному очерку нравов «Яма» можно предъявлять какие-то претензии (как, например, это делал Лев Толстой), то «Поединок» – совершенное произведение, законченное, завершённое. То, что убавили и прибавили сценаристы, пытаясь приспособить Куприна к нынешним теленравам, в которых к слову «любовь» непременно надо добавить «морковь», подпортило произведение, но не испортило совсем. И мне скорее понравился четырёхсерийный фильм Андрея Малюкова. Тем более что предыдущие два, в основе которых были «Яма» и «Впопыхах» (описка по Фрейду), подготовили к тому, что текст автора будут обрезать и наспех пришивать «к отрезанной ноге чужую руку».
Не понравилось, что здесь тоже есть совсем ненужные, вставленные (для метража?) новеллы. Ну не мог японский шпион из рассказа «Штабс-капитан Рыбников» служить в захолустном полку, где все друг друга знают, и «засыпаться» при посещении местной «Ямы». Получилось пошловато. И рассказ «Пиратка», втиснутый в действие, показался натужно слезливым. Получилось чересчур мелодраматично. А то, что сценаристы, разумеется, по воле продюсеров, поручика Назанского сделали капитаном Куприным, воспринималось как огромная бестактность.
Настоящий, не экранный, Куприн есть в тексте, в созданных им образах. В полковнике Шульговиче (отличная работа Василия Мищенко), капитане Сливе (Роман Мадянов замечательно сыграл многоопытного служаку), Раисе Петерсон (Екатерина Климова неожиданно удачно дебютировала в характерной роли брошенной, мстительной женщины), в Шурочке Николаевой... Екатерина Вилкова играет роковую красавицу, которая и сама готова броситься с обрыва в пропасть, и других увлечь. Это чуть упрощает и уплощает образ. Вспомнилась Шурочка Ирины Скобцевой в старом советском «Поединке», в котором кроме неё замечательно играли Михаил Названов, Андрей Попов, Владимир Белокуров, Евгений Евстигнеев.
Она была совсем не женщиной-вамп, а такой чудесно женственной, миленькой, домашней, что предположить что-то страшное было невозможно, и тем неожиданнее в финале открытие: как раз такая ласковая и нежная офицерская жена ради того, чтобы «выбиться в первый ряд», способна на страшное предательство.
И конечно, Куприн – в подпоручике Ромашове. Назначение на главную роль Никиты Ефремова (как он похож на своего деда!) – главная удача сериала. Чистый, влюблённый, с купринскими представлениями о чести и отношении к женщине. Трудно играть персонажей, которых в современном молодёжном телеобиходе нет, трудно передавать «высокие чувства», когда их презирает истеблишмент постсоветского времени, тем радостнее, что молодой актёр сделал то, что исполнителям главных ролей в двух первых частях сериала не удалось, – заставить сочувствовать.
Справедливости ради стоит отметить, что в его роли особых сценарных «приписок» не было, и я поверил внуку, как в ролях русских офицеров («Живые и мёртвые», «Случай с Полыниным»), верил деду.
В заключение хочется поблагодарить Первый канал – он привлёк внимание миллионов телезрителей к прозе Александра Ивановича Куприна, русского классика первого ряда. Однако есть опасность, что на волне успеха «Куприна», в сериале, скажем, «Чехов», они заставят Антона Павловича не только вместо Гурова ухаживать за Анной Сергеевной, но и вместо Треплева кончать жизнь самоубийством.