Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Поэт с глазами ребёнка

01 января 2007

Неизбывный Ветроград: Альманах Всероссийского фестиваля имени Николая Тряпкина. – М.: НИЦ «Академика», 2010. – Вып. 1. – 256 с.

«Отверженный поэт» – так называется одна из статей, вошедших в альманах, посвящённый творчеству Николая Тряпкина. Действительно, имя классика XX века пытались замалчивать ещё при жизни – слишком неудобен для многих он был. А после смерти… Характерный пример. В ноябре 2008 года автор этих строк, заглянув в справочник, подсчитал, что до 90-летия со дня рождения Николая Ивановича остаются считаные недели. Однако никаких мероприятий, посвящённых этой дате, никто не готовил. Как выяснилось, Москва литературная напрочь забыла о Тряпкине.

Усилиями спонтанно возникшей группы энтузиастов удалось-таки организовать довольно представительный вечер памяти поэта. Именно он и стал отправной точкой для создания Комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина, возглавил которую известный литературовед, профессор Литературного института имени А.М. Горького Владимир Смирнов.

В сентябре 2009 года в подмосковном Лотошине, где больше 30 лет прожил поэт, состоялся первый Всероссийский фестиваль имени Николая Тряпкина «Неизбывный Вертоград». Доклады и выступления, прозвучавшие на чтениях в первый день фестиваля, стали основой для настоящего альманаха.

Мне кажется, что главная удача его составителей в том, что при серьёзном, не поверхностном содержании удалось избежать мертвящей академичности, которой порой грешат подобные издания.

Это чувствуется во всём, начиная с приветствия Анатолия Лютенко, главы администрации Лотошинского района. В самом деле, часто ли можно прочитать такие строки, написанные чиновником: «Под впечатлением выступлений я ночью перечитывал стихи нашего земляка. Меня мучил вопрос – нужен ли Тряпкин современному читателю? Какое влияние он может оказать на жизнь нынешнего поколения?»

С работами маститых поэтов и литературоведов в альманахе соседствуют эссе и статьи совсем молодых литераторов, вчерашних выпускников Литинститута. Причём разговор идёт на равных. Вот молодой поэт Григорий Шувалов заочно спорит с критиком Владимиром Бондаренко, который в стихотворении Тряпкина «Как людей убивают» видит «манифест русского народного пацифизма». «…Когда уничтожают твоих близких, твой народ, твою страну, быть пацифистом – значит быть трусом или предателем. Ни тем, ни другим Тряпкин не был. Главное в стихотворении, что поэт глядит на землю «глазами ребёнка». Он не может воевать, не может убивать не потому, что он не способен на убийство физически, а по детской своей сущности…» – пишет Шувалов.

Известно, что Николай Тряпкин не читал, а напевал стихи на своих выступлениях, заставляя забывать слушателей о заикании автора. Сам поэт говорил, что музыкальность его поэзии явилась «результатом крестьянского происхождения». Ведь «российские поселяне наши всегда были великими песельниками и плясунами». А между тем сколько-нибудь систематизированных исследований о стихах Тряпкина, положенных на музыку, до сих пор не существовало. Первооткрывателем этой темы стал поэт Александр Фомин. Из его статьи, например, можно узнать, что знаменитую тряпкинскую «Гагару» композиторы «кольцевали» нотами больше 50 раз.

В альманахе можно найти сопоставление творчества Тряпкина с другими выдающимися поэтами: Николаем Рубцовым, Николаем Клюевым, Афанасием Фетом, Павлом Васильевым. Но чаще всего рядом с именем Тряпкина звучит имя Юрия Кузнецова. Работы литературоведов Евгения Богачкова и Валентина Камышана целиком посвящены сравнению творчества двух поэтов, которых многие специалисты причисляют к классикам русской поэзии XX века. Известно, что Кузнецов, не очень-то жаловавший поэтов-современников, делал исключение для Тряпкина, да ещё Василия Казанцева. Не будет преувеличением сказать, что «космическая тема», мощно зазвучавшая в стихах Кузнецова, была продолжением «космических мотивов» в стихах Тряпкина.

Интересен и поэтический раздел альманаха. Его составили лучшие стихи, присланные на конкурс имени Н.И. Тряпкина. Здесь практически нет слабых подборок. Единственный недостаток данного раздела – почти полное отсутствие молодых поэтов. И это очень характерный штрих – молодые плохо знакомы с творчеством этого замечательного автора. В этом смысле перед Комиссией по творческому наследию Николая Тряпкина, да и перед всеми, кто причисляет себя к ценителям русской поэзии, – непаханое поле работы.

Алексей ПОЛУБОТА, ответственный секретарь Комиссии по творческому наследию Н.И. Тряпкина

Обсудить в группе Telegram

Алексей Полубота

Родился в 1975 г. в Мурманске.  Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS