Неизбывный Ветроград: Альманах Всероссийского фестиваля имени Николая Тряпкина. – М.: НИЦ «Академика», 2010. – Вып. 1. – 256 с.
«Отверженный поэт» – так называется одна из статей, вошедших в альманах, посвящённый творчеству Николая Тряпкина. Действительно, имя классика XX века пытались замалчивать ещё при жизни – слишком неудобен для многих он был. А после смерти… Характерный пример. В ноябре 2008 года автор этих строк, заглянув в справочник, подсчитал, что до 90-летия со дня рождения Николая Ивановича остаются считаные недели. Однако никаких мероприятий, посвящённых этой дате, никто не готовил. Как выяснилось, Москва литературная напрочь забыла о Тряпкине.
Усилиями спонтанно возникшей группы энтузиастов удалось-таки организовать довольно представительный вечер памяти поэта. Именно он и стал отправной точкой для создания Комиссии по творческому наследию Николая Тряпкина, возглавил которую известный литературовед, профессор Литературного института имени А.М. Горького Владимир Смирнов.
В сентябре 2009 года в подмосковном Лотошине, где больше 30 лет прожил поэт, состоялся первый Всероссийский фестиваль имени Николая Тряпкина «Неизбывный Вертоград». Доклады и выступления, прозвучавшие на чтениях в первый день фестиваля, стали основой для настоящего альманаха.
Мне кажется, что главная удача его составителей в том, что при серьёзном, не поверхностном содержании удалось избежать мертвящей академичности, которой порой грешат подобные издания.
Это чувствуется во всём, начиная с приветствия Анатолия Лютенко, главы администрации Лотошинского района. В самом деле, часто ли можно прочитать такие строки, написанные чиновником: «Под впечатлением выступлений я ночью перечитывал стихи нашего земляка. Меня мучил вопрос – нужен ли Тряпкин современному читателю? Какое влияние он может оказать на жизнь нынешнего поколения?»
С работами маститых поэтов и литературоведов в альманахе соседствуют эссе и статьи совсем молодых литераторов, вчерашних выпускников Литинститута. Причём разговор идёт на равных. Вот молодой поэт Григорий Шувалов заочно спорит с критиком Владимиром Бондаренко, который в стихотворении Тряпкина «Как людей убивают» видит «манифест русского народного пацифизма». «…Когда уничтожают твоих близких, твой народ, твою страну, быть пацифистом – значит быть трусом или предателем. Ни тем, ни другим Тряпкин не был. Главное в стихотворении, что поэт глядит на землю «глазами ребёнка». Он не может воевать, не может убивать не потому, что он не способен на убийство физически, а по детской своей сущности…» – пишет Шувалов.
Известно, что Николай Тряпкин не читал, а напевал стихи на своих выступлениях, заставляя забывать слушателей о заикании автора. Сам поэт говорил, что музыкальность его поэзии явилась «результатом крестьянского происхождения». Ведь «российские поселяне наши всегда были великими песельниками и плясунами». А между тем сколько-нибудь систематизированных исследований о стихах Тряпкина, положенных на музыку, до сих пор не существовало. Первооткрывателем этой темы стал поэт Александр Фомин. Из его статьи, например, можно узнать, что знаменитую тряпкинскую «Гагару» композиторы «кольцевали» нотами больше 50 раз.
В альманахе можно найти сопоставление творчества Тряпкина с другими выдающимися поэтами: Николаем Рубцовым, Николаем Клюевым, Афанасием Фетом, Павлом Васильевым. Но чаще всего рядом с именем Тряпкина звучит имя Юрия Кузнецова. Работы литературоведов Евгения Богачкова и Валентина Камышана целиком посвящены сравнению творчества двух поэтов, которых многие специалисты причисляют к классикам русской поэзии XX века. Известно, что Кузнецов, не очень-то жаловавший поэтов-современников, делал исключение для Тряпкина, да ещё Василия Казанцева. Не будет преувеличением сказать, что «космическая тема», мощно зазвучавшая в стихах Кузнецова, была продолжением «космических мотивов» в стихах Тряпкина.
Интересен и поэтический раздел альманаха. Его составили лучшие стихи, присланные на конкурс имени Н.И. Тряпкина. Здесь практически нет слабых подборок. Единственный недостаток данного раздела – почти полное отсутствие молодых поэтов. И это очень характерный штрих – молодые плохо знакомы с творчеством этого замечательного автора. В этом смысле перед Комиссией по творческому наследию Николая Тряпкина, да и перед всеми, кто причисляет себя к ценителям русской поэзии, – непаханое поле работы.
, ответственный секретарь Комиссии по творческому наследию Н.И. Тряпкина