Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 октября 2025 г.
  4. № 39 (7003) (01.10.2025)
Литература Проза

Поезд в коммунизм

Рассказ

01 октября 2025

Василий Мурзин

Поэт, прозаик. Родился 3 октября 1982 года в Москве. Лонг-листёр Всероссийской литературной премии «Гипертекст» имени Александра Чаковского в номинации «Поэзия» (2023), финалист Всероссийского литературного конкурса «Золотое звено – 2023». Удостоен наград МГО СПР – ордена «За вклад в литературу ХХI века», медалей «А.А. Блок» и «Ф.И. Тютчев», награды Московского отделения Российского творческого союза работников культуры – ордена «За верность, мужество и гуманизм». Автор книг «Обнуление», «Остров», «Жиза». Участник коллективных сборников «15», «Приглашение в мастерскую», «Тайна вдохновения», «Вероятность счастья», «Точка отсчёта. Роман Сенчин представляет», «На стыке веков», «Собратья по перу», «Ностальгия по будущему», «Проводник в иную реальность», «Попутная сила». Публиковался в газетах «Литературная Россия», «Независимая газета», «Литературные известия», альманахе «День поэзии – XXI век. 2022–2023 год», «Невском альманахе», журналах «Москва», «Вторник», «Москва литературная», «Свет столицы».

* * *

Лет двадцать пять назад железная дорога была в состоянии глубочайшей астении.

Да и поезд Москва – Осташков всегда считался почему-то неудачным. Видимо, из-за номера: 666.

Впрочем, когда годы спустя заменили номер, дурная его слава, кажется, перекочевала вслед за поездом.

Поезд, по-моему, и по сей день отправляется с Ленинградского вокзала в 16.55, а в Осташков прибывает в 05.15.

Идёт он почти 11 часов. Останавливается на каждой остановке. Поэтому словосочетание «скорый поезд» из-за вышеописанных условий теряет всякий смысл.

Остановки типа Жукопа и Соблаго манят своей экзотикой. Но мне туда не надо. Мой конечный пункт назначения – Кувшиново.

Экспозиция такова: жара, июль…

В Кувшиново эта разогретая на газовой горелке сковорода прибывает в три ночи с копейками.

Общий вагон. Шесть человек на четыре места. Окна наглухо закупорены!

Кажется, что из вагона выкачали воздух.

Сказать, что духота жуткая, значит ничего не сказать. Я сразу же покрываюсь испариной, как в сауне. Но от мысли, что в этой газовой камере мне предстоит провести ещё одиннадцать часов, меня слегка бросает в дрожь, напоминающую предсмертную судорогу.

Вглядываюсь в лица пассажиров. Бабушка Бибибхол (кажется, она полжизни или более того провела в таких поездах и поэтому относится к происходящему философски), моя соседка, говорит, чтобы я сказал спасибо, что поезд ночной. Днём поезд напоминает ад, где грешников за их грехи черти жарят на сковородке, а потом едят с грибами.

Я едва успеваю сказать «спасибо», как под Торжком входят ещё четверо. И нас становится по 8 человек на 4 места. То есть по два человеко-места на одно место-человека.

Единственная отдушина – окно, открытое насупротив тамбура проводницы, – наглухо заткнута, словно бутылочное горлышко пробкой, головами пассажиров.

Проводница спит на ходу. Ей всё и давно по барабану. Она словно попала сюда случайно, шла мимо, дай, думаю, зайду!

Зашла и уснула!

Иногда, впрочем, она открывает глаза, но не просыпается. И смотрит своим лунатическим и каким-то колдовским взглядом куда-то вдаль, сквозь стены вагона.

– А что ж так, уважаемая, – спрашиваю я её, когда она просыпается и выходит в коридор – зевнуть, – у вас тут дышать нечем?

– А вот так, вентиляция не работает, – отвечает она, – окна не открываются. Потому что никому это сегодня не нужно…

В дискуссию с ней вступать так же бесполезно, как пинать ногами фонарный столб.

Она смотрит на меня с нежным материнским участием доброй Бабы-яги из русской сказки: залезай, добрый молодец, в печку и не выкобенивайся!

И я понимаю, что железную дорогу выдумали не для того, чтобы по ней передвигаться в разных направлениях, а чтобы пассажиры проходили различные испытания и искусы.

Мы едем в коммунизм!

А кто пройдёт, одни идут работать в какую-нибудь диверсионную школу выживания для засылки в глубокий тыл врага (недаром железную дорогу курировал в своё время Железный Феликс); другие, пережив момент истины: глаза миролюбиво облизывающейся суки-боксёра на соседней полке, бесконечную очередь в туалет с непременной общественницей из числа колоритных пассажирок, перегораживающих своим телом вагон, словно плотина бурную реку; едущих за пьяным туманом не то рыбаков, не то грибников, не то просто алкоголиков, привыкших закусывать самогон свежим лесным воздухом, с непременным полуночным волчьим воем под гитару, понимают: жизнь прожить – не поле перейти.

И всё же искусство пассажира, в частности, меня, состоит не в том, чтобы выжить, несмотря ни на что. Помереть, как говорится, мы всегда успеем.

Главное – успеть выйти на своей остановке в три часа ночи.

В Кувшиново.

Поскольку проводница обещала меня разбудить. А если обещала, то обязательно забудет!

И поэтому я сплю беспокойным сном утопленника, которого зацепили багром, но ещё не вытащили.

И проводница, видимо, спит, как русалка с открытыми глазами.

И мы едем долго, иногда кажется, что всю жизнь, в Пузаково поезд стоит целую вечность. Вагон погружается в сумеречный храп.

Проводница тоже спит мирным сном.

И всё же в начале третьего я скорее почуял, чем понял: пора.

Так чует зверь весну или свою кончину.

Я успел выйти совершенно случайно, внезапно очнувшись и увидев, как к выходу движется, словно поршень, могучая тётка с сумками, она перегораживала собой вечером все подходы и подлёты к туалету.

Бисер пота на её могучей шее сверкал перламутром. В спёртом воздухе висел топор.

И я, не проснувшись, пошёл за ней. Проснулся уже на пустой платформе.

Кувшиново встретило меня свежим ветерком!

Я вышел из поезда в тёмную ночь и почувствовал, что русского человека вот так голыми руками не возьмёшь. Его не заморишь, не убьёшь и не съешь с чебуреками.

Но главное не это. Главное, что я приехал туда, куда хотел.

В коммунизм!


Тэги: Рассказ
Обсудить в группе Telegram

Василий Мурзин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Сирень цветёт у дома нашего…»

    29.09.2025
  • Переписка

    27.09.2025
  • Адмирал

    14.09.2025
  • Филе цесарки

    27.08.2025
  • Город у моря

    27.06.2025
  • Чипполино и ребята

    52 голосов
  • Развалка

    49 голосов
  • Как Гриша эмигрировал в Канаду

    48 голосов
  • Почему нельзя стрелять голубей

    39 голосов
  • Скрипка

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS