
Наталья Лосева
Ирэна Сергеева. …Слышатся поезда... Стихи и проза. – СПб., ИД «Петрополис», 2024. – 176 с.
Образ железной дороги занимает важное место в русской культуре и в литературе, в частности. Трактовка этого образа зависит от контекста, который может быть разным. Сюжетообразующую и смыслообразующую функции выполняет железная дорога в творчестве Некрасова, Толстого, Блока, Пастернака и многих других писателей. В современных произведениях функция железной дороги во многом продолжает начатую ещё в хождениях рефлексию осознания своего жизненного пути.
Недавно вышедший сборник известной петербургской поэтессы, действительного члена Петровской академии наук и искусств Ирэны Андреевны Сергеевой «Слышатся поезда» посвящён главнейшей и одной из самых древних железнодорожных артерий страны – Санкт-Петербург – Москва. Книга написана к 175-летнему юбилею железной дороги, в год 88-летия автора, и является результатом многолетнего труда.
Сборник стихов и прозы посвящён родине предков И.А. Сергеевой – станции Лыкошино (первоначальное название – Валдайка) Бологовского района, где первопоселенцем стал прапрадед поэтессы по материнской линии, где сохранился его дом, и всей железной дороге, на которой трудились многочисленные родственники.
При написании книги Ирэна Сергеева много работала в архивах Твери, Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, изучая документы по истории родного края, составляя родовое древо. К важным источникам относятся «Писцовые книги Новгородской земли», «История Лейб-Гвардии Уланского Его Величества полка», «Оценочные данные о земельных угодьях Валдайского уезда», «Список священнослужителей 2-го Боровичского округа», «Новгородские епархиальные ведомости» и многие другие архивные документы.
Результатом этих исследований стали исторические заметки «Лыкошино – Валдайка – Пресветлый рай», в которых автор приоткрывает судьбы многих семейств, населяющих Лыкошино со времени его основания: Панаевых, Капустиных, Чехониных, Бельтихиных и других; даёт оценку переменчивому времени.
Страницы из «Дневника гимназиста Николая Капустина» – дяди поэтессы – вынесены в отдельный раздел. Автор представляет самые значимые события, которые во многом повлияли на мировоззрение подростка, сына начальника станции Ржев, стали основополагающими для становления его характера («Пробиваться буду своим трудом»).
Документальное повествование снабжено фотографиями, где перед читателем в лицах предстаёт история семьи поэтессы, история станции Лыкошино, история самой страны.
Жизнь станции, сведения о дедах и прадедах находят отражение и в поэтическом творчестве Сергеевой, которое представлено циклами стихов «Открытка с дороги», «Рисую Россию» и поэмой «Пресветлый рай». Первый цикл – «Открытка с дороги» – это своеобразные записи во время пути, но они раскрывают глубину философской натуры поэтессы. Дорога, вечное движение – «Пронзала жизнь мою дорога» – не воспринимаются тягостными. Автор погружён в размышления о жизни – «…далеко мне до вокзала».
Ирэну Андреевну Сергееву отличает историзм мышления. Она признаётся: «Люблю Россию, больше – Русь». Не случайно железную дорогу и в наши дни она называет Николаевской, а не Октябрьской. История у неё представлена одухотворённым образом и пишется с прописной буквы – «История».
Слышатся тютчевские нотки. Автор задумывается над национальным вопросом: в чём русская мечта? И отвечает – в вечном движении («Вечное движение – русская мечта»). Уничтожение деревень, их гибель препятствует этому вечному движению, меняет судьбу страны и народа: «Так мало православных родится, / Всё больше тризн да похорон» И поэтесса ещё не раз касается этой темы – судьбы России: «Мы верим в будущность страны», «Молиться мне о чём…/ Известно мне – о будущем России».
Ирэна Сергеева использует характерный для неё принцип построения текста: от малого к большому, обобщающему. Так, в стихотворении «Пробуждается память шумом» сначала в ткань повествования входит звуковой образ – шум поездов («суставов»), который оживляет память, потом он связывает столетия, а в конце стихотворения появляется метафорический образ «шум поездов уходящих лет» («Открывается память – в шуме / Поездов уходящих лет»). Происходит зацикливание памяти на времени, то есть сохранение памяти в народе, передача её из поколения в поколение. У поэтессы особое отношение к памяти, поэтому в другом стихотворении Ирэна Сергеева называет память «живой твердью» – на чём стоит русский человек, его дух.
В стихах Ирэна Андреевна успешно объединяет время и пространство, при этом автор приобщает читателя к духовному богатству народа, которое невозможно купить ни за какие деньги. В центре мироздания – станция Лыкошино, её святая обитель – церковь Иверской иконы Божией Матери. Поэтесса признаётся: «Мне-то надо совсем немножко – / По дороге взглянуть в окошко / И Лыкошино увидать... / К храму Иверскому дорогу... / Свет... Свечение. Благодать!» Родная церковь мерещится за окном поезда и в других населённых пунктах.
Святые места она называет «багаж бесценный мой». Прикосновение к ним открывает душе «ширь» («…душе открылась ширь»). Автор тяжело переживает вандализм атеистических времён («Век прошёл в сплошном угаре»; «Но порой и святых забывает История»; «Не ведали, быть может, что творили? / Но дорого за это заплатили...»).
Богатствами являются и родная земля, и погосты, и водные ресурсы со святой водой: «На землю предков только ступишь – / Как будто бы поместье купишь / И станут барынею звать».
Жители станции Лыкошино, в том числе родственники автора, до сих пор хранят память о своих предках, которые были тесно связаны с такими известными писателями, как Л. Толстой, Н. Некрасов, а также художниками, как С. Чехонин и другие.
Патриотическим началом, православными мотивами, эмоциональностью пронизан не только первый цикл стихотворений, но и вся поэзия сборника «Слышатся поезда». Поэма «Пресветлый рай» состоит из 32 самостоятельных стихотворений, которым автор дала название «перегоны». Именно так обозначаются отрезки пути между станциями. Эти перегоны похожи и на железнодорожный состав. Они как вагоны поезда и имеют одинаковую структуру – четыре четверостишия, которые заканчиваются обычно метафорическим двустрочием. За фрагментарностью повествования выстраивается целостный образ эпохи. Не случайно И.А. Сергеева берёт эпиграфом к поэме слова Николая Карамзина «В повествовании о временах отдалённых есть какая-то неизъяснимая прелесть для нашего воображения: там источник поэзии!» Прошлое даёт поэтессе пищу для размышлений, творческий толчок, вдохновение.
В заключительном цикле – «Рисую Россию» – автор расширяет географические рамки: железнодорожные пути ведут в Пермь, в Вологду, в город Сим Челябинской области, в «деревянную Вятку»... Шире, чем в путевых записках, отражён и временной отрезок – Гражданская, Великая Отечественная война. И, несмотря на внутренние противоречия, которые присутствуют в любом обществе, поэтесса признаётся: «Всё равно одна Россия. / Для меня она прекрасна!» – и продолжает тему верности Отечеству, веры в будущее, особенно актуальную в юбилейный год Победы:
Русь легендами повита.
Птица-тройка? Нет! Планета.
У неё своя орбита,
Состоящая из света.