Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 июля 2022 г.
  4. № 29 (6843) (20.07.2022)
Общество

Поэзия для бухгалтера

Новые образовательные стандарты приводят педагогов в ужас

20 июля 2022

В КИМах (контрольно-измерительных материалах) по обществознанию, кочующих по всем образовательным сайтам, в одном из заданий десятиклассникам предлагают оценить верность такого вот утверждения: «Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными». Надеемся, создатели КИМов правильным считали приоритет знаний, хотя… «Компетентностные подходы» уже забрались во все щели. Даже на уроках литературы теперь необходимо формировать не только ценностно-смысловые компетенции, но и компетенции прикладные – профессиональные.


Цели преподавания литературы, что в школе, что в колледже, где я преподаю, всегда были едиными: воспитание грамотного, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Но сегодня Министерство просвещения предлагает ввести в колледжах особую литературу, с так называемой профнаправленностью. Это значит, что будущие специалисты будут изучать «свою» литературу: юрист – с юридической направленностью, строитель – со строительной, пожарный – со своей, пожарной… То есть из уроков литературы (а она входит в общеобразовательный цикл) изымаются часы в пользу чтения и анализа особых профессионально значимых текстов с целью использования знаний историко-литературного процесса в дальнейшей (!) профессиональной деятельности.

Если учесть, что количество гуманитарных предметов постоянно уменьшается (в колледжах, к примеру, уже не преподают мировую художественную культуру), количество часов на литературу неуклонно снижается, то, скажите, пожалуйста, как при таком отношении к эстетическому компоненту образования воспитать человека с развитым художественным вкусом, любящего и знающего свою культуру, а ведь литература – её важнейшая часть?

Как можно за два часа (а столько осталось после урезаний) изучить, например, всю Ахматову, включая её трагическую судьбу, прекрасную лирику и поэму «Реквием»? Или «Доктора Живаго» со всей сложной пастернаковской поэзией? А мы ещё должны выкроить время (четверть от всего курса), чтобы научить студентов использовать литературные знания для будущей профессиональной деятельности, о которой они пока ничего не знают!

Приведу фрагмент из примерной программы, по которой нам предлагают учить студентов литературе. Специальный компонент программы называется «профессионально ориентированное содержание». Вот пример: «Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении профессиональных задач специальностей социально-экономического профиля».

И пусть человек, это написавший, покажет нам, преподавателям литературы, наивно полагающим, что им не столь важно, представителя какой профессии они обучают, а намного важнее, какого ЧЕЛОВЕКА они воспитывают, покажет нам мастер-класс… Ну, например, как литературное направление романтизм поможет будущему бухгалтеру составить смету или, что ещё экзотичней, одно из направлений Серебряного века поможет будущему пожарному правильно выбрать метод тушения пожара?

Дорогие господа реформаторы! Одумайтесь! Современные студенты потому и не любят русскую литературу, что для них это предмет, в котором надо как-то анализировать то, что они в лучшем случае прочли в убогом кратком изложении, а вы предлагаете добавить к этой профанации ещё и профориентацию.

Как-то неловко напоминать образованным людям, что литература – это один из видов искусства, искусство слова, при помощи которого и воспитывается человек гармоничный, любящий свой язык, свою великую культуру и через посредство этого – свою Родину. Любой человек. Неважно, кто он по профессии.

Если мы, преподаватели, будем успешны в такой деятельности, то воспитанный искусством человек будет успешнее и как профессионал – эстетический вкус не позволит ему делать свою работу плохо, он будет счастливее и в личной жизни, он будет интересен и себе, и семье, и обществу. Он будет ко всему относиться творчески. И он будет любить Родину, как любили её Пушкин, Достоевский, Чехов.

Я ещё понимаю профнаправленность таких дисциплин, как физкультура и ОБЖ, физика и химия. Даже русский язык и английский можно «профориентировать», но литературу оставьте, пожалуйста! Иногда, чтобы понять абсурдность чего-либо, надо довести мысль до крайности. Попробуем и мы. Если литература – вид искусства, то балет и живопись – тоже виды искусства, не так ли? По логике чиновников должен быть один балет, ориентированный и предназначенный к просмотру юристам, а другой – бухгалтерам. Картину «Арест пропагандиста» Репина нужно смотреть будущим юристам, «Сидящую женщину» Пикассо – будущим техникам-сварщикам, потому как женщина там представлена сварными конструкциями…

В идеале хорошие преподаватели-специалисты должны учить профессионализму, а хорошие педагоги-филологи – воспитывать ЧЕЛОВЕКА, с человеческими эмоциями и запросами. И то и другое важно.


О человеке надо говорить:

Или корить,

Или цветы дарить,

Но не молчать,

Когда он книги пишет,

Дома возводит,

Сталь идёт варить…

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

(А. Чепуров)


И пока он учится – добавим мы.

Хочется знать не только мнение коллег по затронутой проблеме, но и тех, для кого мы учим и воспитываем не только будущих специалистов, но и грамотных и достойных членов общества.

Людмила Войтович,
преподаватель Дальневосточного
государственного гуманитарно-технического колледжа,
Владивосток



В тему

В интернете мечтающим стать инженерами предлагают прочесть книгу Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения», выбравшим амплуа юриста – детектив «Адвокат» Джона Гришэма, вернувшимся преподавать в родную школу – «Педагогическую поэму» Макаренко, а будущим акулам пера – «Компромисс» Сергея Довлатова. Самыми же оригинальными показались советы выбравшим профессию машиниста познакомиться с рассказом «В прекрасном и яростном мире» Андрея Платонова, а селекционерам – с «Приключениями Незнайки» Николая Носова.



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS