В переломные 1917–1937 годы Пушкин был особенно востребован
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Эти строки Пушкина можно отнести не только к его эпохе. В них – универсальная формула истории человечества всех времён и народов.
В них – и трагическая история России 1917–1937 годов: Февральская революция, Октябрьская революция, братоубийственная Гражданская война, голод, разруха, болезни, массовая эмиграция, коллективизация, НЭП, сталинские репрессии и строительство новой жизни, подъём народного хозяйства, индустриализация и электрификация страны, ликвидация неграмотности... Поистине: «Чему, чему свидетели мы были!» «И кровь людей...» В черновике у Пушкина – «живая кровь».
Пожалуй, именно тогда, в переломные для России 1917–1937 годы, востребованность Пушкина проявилась особенно ярко. Пушкин оказался необходим людям разных социальных положений и политических убеждений. Пушкин оказался нужным государству – молодой Советской России, а потом и Союзу Советских Социалистических Республик.
В декабре 1917 года был издан декрет «О государственном издательстве», принято решение об издании дешёвых книг – произведений русской классики («Народная библиотека»). В 1918 году в Зимнем дворце заседала комиссия по книгоизданию. Членом комиссии был А. Блок. В 1919 году, в год Гражданской войны, разрухи, бумажного кризиса, произведения Пушкина были изданы тиражом 750 тысяч экземпляров. С каждым годом тиражи росли; Пушкина издавали не только на русском, но и на языках народов СССР. Массовыми тиражами печатались и книги о Пушкине.
В первые годы советской власти правительство позаботилось о сохранении пушкинских мест. В 1922 году было принято постановление, объявляющее Михайловское, Тригорское, место погребения поэта в Святогорском монастыре Пушкинским заповедником.
В 1917–1937 годах создаётся советский миф о Пушкине – друге декабристов, революционере, враге самодержавия, атеисте. Свободолюбивый поэт представляется провидцем Октябрьской революции 1917 года, когда, наконец, взошла «звезда пленительного счастья», о которой он мечтал. По чудовищной иронии судьбы заключённых, прибывающих в лагерь на Соловки, встречал лозунг «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».
От сталинских репрессий пострадали выдающиеся пушкинисты – Ю.Г. Оксман, который отбывал срок на Колыме, Н.В. Измайлов, В.В. Виноградов, А.З. Лежнёв, арестованный в 1937 году и в 1938 году расстрелянный. В пушкиноведении шла борьба за марксистско-ленинскую методологию. Несмотря на это, пушкиноведение не погибло. Более того, оно переживало свой расцвет. Б.Л. Модзалевский, Б.В. Томашевский, М.А. Цявловский, П.Е. Щёголев, С.М. Бонди, Г.О. Винокур, Ю.Н. Тынянов – их труды составили славу отечественного пушкиноведения. Свои блистательные статьи о Пушкине писала А.А. Ахматова.
В поэзии в противовес официальному образу «нашего» Пушкина создавался образ «моего» Пушкина – о нём писали М. Цветаева, В. Маяковский, С. Есенин и другие поэты.
Портреты Пушкина, иллюстрации к его произведениям, декорации к спектаклям на пушкинские сюжеты создавали замечательные художники В.И. Шухаев, А.Я. Головин, В.Д. Поленов, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин.
На сцене в опере «Евгений Онегин» пели Л.В. Собинов и И.С. Козловский, партию Марии в балете «Бахчисарайский фонтан» исполняла великая Г.С. Уланова.
К Пушкину обратился советский кинематограф. Зрители увидели не только фильмы «Весёлые ребята», «Броненосец «Потёмкин», «Чапаев», но и фильмы «Поэт и царь», «Дубровский», «Капитанская дочка». Экранизация повести «Станционный смотритель» вышла под названием «Коллежский регистратор» – роль Самсона Вырина сыграл И.М. Москвин.
На эстраде Пушкина читали В.И. Качалов, В.Н. Яхонтов, Д.Н. Журавлёв.
Ещё создавались памятники Пушкину, его именем называли улицы, библиотеки, школы.
Отмечались юбилеи поэта: в 1924 году 125 лет со дня его рождения, в 1937 году 100 лет со дня его смерти. Особенно пышно и массово праздновался пушкинский юбилей в 1937 году – «от Москвы до самых до окраин», от Академии наук до детских садов.
Издания Пушкина и книг о Пушкине, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства на пушкинскую тему, спектакли, оперы, балеты, памятники поэту, мемориальные доски, торжественные собрания, вечера, конференции... На экраны вышли фильмы «Юность поэта» и «Путешествие в Арзрум». В Москве в Историческом музее была открыта Всесоюзная пушкинская выставка, грандиозная и уникальная по собранным материалам, среди которых были рукописи Пушкина, драгоценные мемориальные предметы. Событием в изучении Пушкина явился выход в свет пяти томов шестнадцатитомного полного академического собрания его сочинений.
Именем Пушкина пестрели газеты и журналы: в эпоху культа личности Сталина официально насаждался культ Пушкина. Его портрет можно было увидеть на обложке школьной тетради, на почтовом конверте, на обёртках шоколада и бисквита.
Пушкинский юбилей 1937 года широко отмечался русской эмиграцией во Франции, Чехословакии, Америке, Китае, Австралии, Африке – в 42 государствах, в 231 городе. Памятники Пушкину были установлены в Шанхае и в Кассвиле (штат Нью-Джерси, США). В Париже был создан Центральный юбилейный Пушкинский комитет, в состав которого вошли И.А. Бунин, А.И. Куприн, Д.С. Мережковский, А.Н. Бенуа, С.В. Рахманинов, другие видные деятели русской эмиграции. По инициативе известного танцора, балетмейстера, собирателя пушкинских реликвий С.М. Лифаря в Париже в галерее Плейель была открыта выставка «А.С. Пушкин и его эпоха», где были представлены подлинные письма Пушкина к Н.Н. Гончаровой, рукопись «Путешествия в Арзрум», печать поэта. Парижские вечера и концерты следовали один за другим до конца 1937 года. На вечере, организованном для проживающих во Франции афроамериканцев, М. Цветаева читала свои переводы пушкинских стихотворений на французский язык.
6 июня 2017 года в Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка, представляющая поэта, его творческое наследие в контексте 1917–1937 годов. Разнообразные экспонаты дают возможность осмыслить пушкинские «отражения» в литературе, искусстве, культуре, в культурной государственной политике этого времени. И ещё – извлечь исторический урок.
Поэзия выше политики.