Стихи Ольги Воробьёвой-Бахревской наполнены высоким гражданским и патриотическим пафосом, обращены к традициям быта и бытия русского народа, его истории и современности. Часто лирическое начало в них пополняется публицистическими нотами, и это во многом актуализирует темы и темы, поднимаемые поэтессой. Вместе с мужем, известным детским писателем и автором многочисленных исторических романов Владиславом Бахревским, она участвует в различных просветительских проектах, выступает с чтением своих стихов в различных образовательных и общественных учреждениях. И творчество, и активная общественная деятельность О. Воробьёвой-Бахревской как нельзя лучше подтверждают ставшее уже традиционным представление о назначении и роли поэта в нашем обществе.
Стихи О. Воробьёвой-Бахревской публиковались в журналах «Мурзилка», «Александръ», «Литературные знакомства», «Москва», в газетах «Слово», «Литературная Россия», «Литературная газета» и др. Воробьёва-Бахревская – автор двух сборников стихов: «Познакомьтесь, это я» (2015) и «Тихая провинция Руси» (2021). Лауреат премии «Золотой витязь» (2019).
Тематический и проблемный диапазон лирики Воробьёвой-Бахревской разнообразен и широк: от истоков малой родины до стремления объединить прошлое с будущим, опираясь на память народную в поэме «Времена», очевидно и неслучайно так названную автором. А память народная (читай – историческая) – незыблемая основа бытия русского человека.
Историзм и народность – не только завет русских классиков, успешно реализованный в творчестве поэтессы, но и осознание ею необходимости такого подхода к действительности и её отражения в произведении. Всё это и способствует созданию в стихах реалистических и привлекательных своей душевно-духовной наполненностью картин мира, которые выписаны автором с любовью: это и родные Петушки, и любимая мужем Евпатория, и героическое Людиново, и овеянные историей Тобольские картинки.
Высокопоэтичны и проникновенно-лиричны стихи-посвящения любимому мужу, Владиславу Бахревскому. В них поэтессе удалось выразить высокие чувства взаимной любви и уважения людей, обретших настоящее счастье: «Жил в лесу мальчишка…», «Цикламен», «Евпатория» и др.
И конечно, никого не оставят равнодушными стихи о матери, родном доме, семье – о настоящих духовных ценностях, без которых не может существовать ни одно общество: «Маме», «Вера», поэма «Времена» и др.
Продолжая традиции русской классической поэзии, О. Воробьёва-Бахревская предлагает современным читателям вспомнить, как лучшие русские поэты Державин, Пушкин, Некрасов, Твардовский, Рубцов и другие понимали и ставили в своём творчестве вопрос о назначении поэта и поэзии. Прочитав её стихи на эту тему, многие поняли, что и современные поэты чтут и выполняют заветы классиков:
А у поэта – Слово. Слово – Бог.
Моей стране пока не нужно Бога.
Пока. Но мы, я знаю, доживём,
Дожди пройдут ли, сменится ль эпоха –
Поэт России будет возвращён,
И мудрый царь изгонит скоморохов.
Ещё в одном из стихотворений на эту тему поэтесса, акцентируя внимание на современных проблемах, продолжает отстаивать право талантливой личности всегда быть собой, быть самодостаточным человеком, противостоять ханжеству, чванству и пошлости чиновников разных уровней, мещанству и недалёкости так называемой интеллигенции, да и просто обывательски настроенным согражданам. Остро публицистичен её приговор таким явлениям в нашей теперешней жизни:
И видится тыквой карета,
Хоть рифмы стройны и легки,
Не любят за что-то поэтов
Начальники средней руки.
Поэзию губят обманом:
Бесстыдно, у всех на глазах
Начнут восхвалять графоманов,
Топить в социальных сетях.
А вам – ни пера, ни газеты,
Живите, мол, ниже травы.
Ну как тут не вспомнить при этом,
Что рыба гниёт с головы.
Обеспокоенность судьбой подрастающего поколения, воспитываемого не без участия тех же чиновников от просвещения по западному образцу, – ещё одна великая задача настоящего поэта и гражданина. И эту задачу и осознаёт О. Воробьёва-Бахревская, и настаивает на возвращении к русской традиции обучения и воспитания, очевидность которых доказана самой жизнью, в стихотворении «Быть может, это мелочи…», ибо если воспитывать девочек будет «заморский образец», то и сознанье у них будет американским: «В тех книжках ни Иванушки, ни Василисы нет, Ни поп, ни царь не встретится, ни щедрый гость купец – Воспитывает девочек заморский образец». А в небольшом стихотворении «За право русских жить по-русски», обращённом к событиям на Украине, поэтесса не только сетует по поводу разрушения нашего образования и превращения «великого и могучего» в суржик многими молодыми людьми совершенно сознательно, но ещё и убеждённо призывает знать «язык и корни свои», чтоб не превратиться в Иванов, не помнящих родства, уродующих свою жизнь слепопослушанием и подчинением западным стандартам, навязываемым не только на Украине, но и в России. Сопротивляемость злу у русского человека – генетическое качество, его нельзя изменить или уничтожить и вот именно это и спасает наш народ от окончательного духовного обнищания, от превращения его в бессловесное стадо. Это знает и на это уповает поэтесса.
Сильно, эмоционально выразительно, без ложного пафоса проявлена высокая гражданская позиция О. Воробьёвой-Бахревской в двух циклах стихов: «Людиново» (о судьбе молодёжного подполья во время Великой Отечественной войны в Калужской области) и «Тобольские картинки» (о героическом прошлом и настоящем этого края).
Воссоздавая историческую картину «дивного Людинова» и «Мальцовской сказки» (о развитии чугунолитейного производства Демидовых и Мальцовых), поэтесса словно бы ощущает историческую перекличку времён, взаимосвязь и взаимообусловленность исторически далёких и в то же время близких событий, когда русский человек проявлял свои лучшие душевные качества, творил и созидал историю. Мальцовы строили заводы и дороги, производили хрусталь и сахар, герои Людиновского подполья Алёша Шумавцов, Саша Лясоцкий и их товарищи защищали родную землю от фашистской нечисти, – всё это хранится в музее Людиново, где «интересен каждый экспонат». Воробьёва-Бахревская убеждена в том, что свято сохраняемая историческая память, передаваемая из поколения в поколение (а это характерно именно для русского общества), победит безвременье и сохранит Россию:
В руках мальчишек нынешних – портреты
Их сверстников, ребят времён войны.
Зачислены навеки в полк бессмертный
Безусые защитники страны…
… Бессмертный полк шагает по планете.
Былым мальчишкам старость не грозит:
Они геройски обрели бессмертье,
И каждый жив, и каждый не забыт!
Цикл стихов «Тобольские картинки» непременно найдёт отклик у читателя именно потому, что поэтесса смогла лирично-взволнованно передать ощущение очарованности сибирской природой, людьми, историей – всем, с чем впервые сама соприкоснулась. И эти высокие чувства она переживает с любимым человеком, сопровождая его в поездке по Сибири.
Но не только лирический жанр подвластен таланту поэтессы. Пробует она свои силы и в создании поэмы. «Времена» – так Ольга назвала произведение об истории своей семьи, похожей на тысячи других в России. В главах, посвящённых отцу, матери, дедушке и бабушке, повествуется об их теперь уже ушедшей в прошлое, но не забытой их наследницей жизни и скромном быте. Дорогие и близкие сердцу автора люди предстают в произведении как реально живущие и действующие в своём историческом времени, а поэтесса ведёт с ними душевный разговор.
Творчество О. Воробьёвой-Бахревской наполнено жизнеутверждающим пафосом, борьбой с несправедливостью, стремлением творить добро. Лирические стихи гармоничны и цельны, естественны и правдивы, как сама природа, дарующая человеку счастье и вдохновение.
Алла Науменко-Порохина, доктор филологических наук, профессор Военного университета имени князя Александра Невского, кафедра культуры.