Станислав Минаков. «Горит свечи огарочек…» Великая Победа в отечественном искусстве. Эссе и статьи XXI века.
– Белгород: Издательство Сангалова К.Ю., 2021. – 436 с.
Поэт Светлана Кекова, доктор русской филологии (Саратов), пишет: «Станислав Минаков раскрывает перед читателями лики своих героев, даруя радость причастия «раю русской души», приобщения к «русскому коду», явленных в великих произведениях отечественного искусства. Очень важна мысль Минакова, что даже в годы безбожия в лучших произведениях сохранялся и приумножался этот код и передавался всем «алчущим и жаждущим правды».
Приведём также отзыв поэта и богослова, кандидата филологии Юрия Кабанкова (Владивосток – Севастополь): «Я – отчасти – знаком с этими «текстами» – по мере того как они писались и публиковались в периодике и интернете. Но, собранные (выбранные!) в одну книгу, они вызывают у меня ощущение некоей абсолютной значимости. И невозможности той самой пошлости, которая правит бал в современном мире».
В новую книгу, с фатьяновским знаменитым песенным названием «Горит свечи огарочек…», Станислав Минаков, харьковчанин, по известным причинам в 2014 году успевший перебраться в Белгород, включил свои эссе, статьи, написанные с 2005 по 2020 год, посвящённые военной теме в русской советской поэзии, прозе и песне, а также кинематографе. Издание в существенно дополненном и переработанном виде продолжает книгу Минакова «Когда мы были на войне…» («Алетейя»).
В предисловии автор отмечает: «В годы столетия Второй русской смуты следует принципиально отрефлексировать очень важный момент отечественного бытия, поскольку он и сегодня является камнем преткновенным, поводом для раздора. Я стою на той позиции, что советский период русской истории был провиденциальным, необходимым для нашего вразумления попущением Божиим, и в советской эпохе, несмотря на морок, наличествуют – хоть далеко не всегда прямо выраженные – следы присутствия Духа Святого. Итак: и в страшном русском ХХ веке были носители сакрального знания (подчас интуитивного, неназванного, безотчётного), деятельность, творчество которых позволило нам сохранить фундаментальные русские ценности даже в тех условиях, которые подчас были направлены на разрушение и уничтожение всего русского. Они сумели выполнить Поручение Божией красоты, гармонии, страдания и сострадания, стали одним из тех сердечных каналов, по которым передавался следующим поколениям русский духовный код, не угасший даже в период безбожия. И с той Священной Великой Отечественной войной мы вслед за нашими художниками возвращались к себе самим, к отчей вере».
Героями книги стали художники (и их произведения) фронтового поколения – поэты Арсений Тарковский, Михаил Исаковский, Павел Шубин, Давид Самойлов, Ярослав Смеляков, Борис Чичибабин, Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий, Юрий Левитанский, Григорий Поженян, Алексей Фатьянов, Вероника Тушнова, Михаил Матусовский, Расул Гамзатов; прозаики Василь Быков, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Владимир Богомолов, Иван Стаднюк, Вера Панова; кинематографисты Станислав Ростоцкий, Пётр Тодоровский, Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай, Иван Лапиков, Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, Павел Луспекаев, Людмила Гурченко.
Размышляя об образе снегиря в русской поэтической традиции, в эссе «Что ты заводишь песню военну…» автор оттолкнулся от знаменитого сочинения Гавриила Державина 1800 года, перекинув мосток к поэтам-фронтовикам Семёну Липкину, Алексею Суркову, Михаилу Дудину, а также к нашим стихотворцам-современникам: Иосифу Бродскому и другим. Эссе о шедевре М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» сложилось, по признанию автора, к 60-летию Великой Победы, по кончине его отца. И в целом подобралось несколько сочинений, сгруппировавшихся вокруг памятных юбилейных дат – к примеру, 65-летия и 70-летия Победы.
В книгу включены также статьи о композиторах Матвее Блантере, Марке Фрадкине, Евгении Жарковском, Василии Соловьёве-Седом, Яне Френкеле, Александре Пахмутовой, певцах Владимире Бунчикове и Георге Отсе.
Всегда важна не только точка зрения, но и точка взгляда – то, откуда пишущий или говорящий глядит на предмет, и на этой книге не могло не сказаться географическое положение автора – Южная Русь, Новороссия, Слобожанщина, Харьков, Белгород. Обитание на территории, в последнюю четверть века подвергшейся новой вражеской атаке, приведшей к помрачению многих умов и душ, побуждало автора к высказыванию, во многом поперечному навязанной врагом действительности, к поиску мотивов объединительных – для памяти, культуры Русского мира, временно пребывающего в расчленении.
Потому уместно и органично автор заключил книгу рассказом о двух московских поэтических изданиях, посвящённых войне в Донбассе, – сборниках «Ожог» (2015) и «Я – израненная земля» (2017), в которых переплетены та Великая война, как оказалось, незаконченная, и нынешняя, развязанная врагом на Украине в 2014 году.
Александр Пожарский