Никита Маргаев
18 сентября 2012 года британские водолазы, специализирующиеся на обслуживании трубопроводов, проводили плановые ремонтные работы в Северном море. В тот день у берегов Шотландии было объявлено штормовое предупреждение, однако опытные дайверы, привыкшие трудиться в экстремальных условиях, не сочли это обстоятельство серьёзной помехой. Группа «А» состояла из трёх профессионалов, которые уже не раз сталкивались с внештатными ситуациями и знали, как действовать в таких случаях. Когда система автоматического управления вышла из строя и корабль пустился в свободное плавание, аквалангистам было приказано вернуться в колокол, но самому юному из них – Крису Лемонсу – сделать этого не удалось. Страховочный трос оборвался, и мужчина оказался на стометровой глубине с запасом кислорода на пять минут.
История его чудесного спасения легла в основу документального фильма «Последний вздох» и его художественного ремейка, снятого тем же режиссёром. Сыграть главные роли в новой адаптации доверили известным актёрам – Финну Коулу («Острые козырьки»), Симу Лю («Шанг-Чи и легенда десяти колец») и Вуди Харрельсону (в представлении не нуждается). И когда видишь в касте такие громкие имена, то непроизвольно возникает опасение, что киноделы в очередной раз дистиллируют реальную историю, сведя настоящих людей до сценарных архетипов, а совершённый ими подвиг – до ассамбляжа из клише и допущений. Так работает голливудский конвертер, жертвующий достоверностью, а подчас и здравым смыслом в угоду зрелищности. «Дыхание шторма» устроено иначе. В первую очередь сказывается то, что постановщик Алекс Паркинсон вышел из документалистики, а в своём игровом дебюте лишь модифицировал готовый материал собственного авторства. Он постарался соблюсти баланс между эффектностью и аутентичностью, не допустив скатывания ленты как в бестолковый блокбастер, так и в сухое изложение судового журнала.
Естественно, режиссёр не был столь категоричен в отношении незначительных корректив, добавленных для пущей драматичности. К примеру, в действительности Крис очнулся сразу же после непрямого массажа сердца, тогда как в фильме эпизод, где персонаж Финна Коула не может прийти в сознание, является кульминационным и занимает пару минут. Как ни странно, киношная версия тех событий выглядит даже убедительнее. То, что Лемонс после тридцати минут кислородного голодания не просто выжил, а ещё и вмиг оклемался, иначе как чудом не назовёшь. Дайвера спасла сумма факторов – давление, температура и состав дыхательной смеси. Если бы значение пусть даже одного из этих параметров было другим, то парень бы скоропостижно скончался или получил серьёзные повреждения мозга. Тем не менее спасение утопающего в данном случае – это не только дело рук самого утопающего или потворствующей ему судьбы, но и всех, кто принимал участие в этой операции. Самым ярким героем фильма является ныряльщик-ветеран Дункан Оллклок, выступающий не столько в роли наставника, сколько в роли заботливого родителя для молодых коллег. Вуди Харрельсон, пожалуй, больше всех из основной троицы похож на сыгранного им реального человека. Даже шаблонное для подобных сюжетов выражение «двоих я сегодня не потеряю» актёр наполняет неподдельной искренностью, отчего ему хочется верить. Да и к тому же он единственный из водолазов, кто не облачается в скафандр, что позволяет лучше разглядеть его эмоции.
Важная ремарка: смотреть новинку рекомендуется на большом экране и с качественным объёмным звуком, ведь только так вы сможете услышать то самое дыхание шторма, выведенное российским прокатчиком в заглавие. Картина имеет полное право бросить якорь в премиальной гавани следующего года, по крайней мере в звуковой номинации. Вселяющий ужас саунд-дизайн вкупе с клаустрофобным видеорядом, а также уместно героическим музыкальным сопровождением способны подарить зрителю захватывающий опыт погружения, особенно если тот панически боится глубины.