Андрей Шацков. Сказы Куликова поля: стихи. – СПб. – 48 с.
Бывают стихотворения, к которым возвращаешься вновь и вновь, вбирая их образы и смыслы подобно тому, как иссушённая солнцем земля впитывает влагу, – и не можешь вдоволь напиться. Делаешь глоток за глотком – и кажется, что никогда ещё не пробовал такой вкусной воды. Это в полной мере относится к новой книге Андрея Шацкова «Сказы Куликова поля». В ней нет и полусотни страниц, она легко умещается в ладони, но вряд ли сегодня найдётся более ёмкое и поразительное по своей глубине поэтическое издание, приглашающее совершить путешествие в историю. Перед нами не учебник, не монография, не летопись, а сборник стихов. Его название – «Сказы Куликова поля» – указывает на жанровое и стилистическое сходство произведений, вошедших в книгу, с фольклором. Издание представляет собой глубокое переосмысление исторических событий, выраженное в поэтической форме. Это очень своевременная книга – сегодня особенно нужны такие стихи. Они не только возрождают образы, связанные с нашей историей, но и создают ту прочную, как вощёный канат, нить, соединяющую далёкое прошлое с настоящим, в котором мы живём.
Стихи следуют за авторским предисловием – предельно искренним, личным. Поэт будто открывает читателю душу, посвящая его в свои самые сокровенные тайны. «Не поддаются осознанию энергии, передаваемые нам предками. Именно от них берёт начало моё «Куликово поле», – пишет Андрей Шацков. – Может быть, из ярких детских снов, в которых на огромном гнедом коне я врывался в чёрные, ощетиненные сталью шеренги врагов и, поднятый на копья, просыпался вновь и вновь».
Поэт также предполагает, что именно память предков завещала ему Рузу – город, с которым тесно связана его жизнь и который вдохновил русского писателя Сергея Бородина на написание романа «Дмитрий Донской».
А над Рузой плывут облака
и густые туманы,
И на восемь сторон
шлёт лучи Вифлеема звезда.
И с холма над рекою
увидятся дальние страны –
Те, в которых бывать
не придётся уже никогда.
Неразрывная кровная связь со славным прошлым и проступает в стихотворениях Андрея Шацкова, и звучит в истории создания книги, на которую поэта, по его словам, благословила приснившаяся ему однажды Богородица.
Русского воина испокон веков спасала и берегла православная вера. И этой теме в сборнике уделено немало внимания: она, по сути, сшивает фрагменты минувшего и настоящего в цельное полотно. В этом отношении символично и число разделов в «Сказах Куликова поля» (их три, а тройка у наших предков символизировала духовность, Троицу и троичную организацию человека – его тело, душу и дух), и количество составивших сборник стихотворений – пятнадцать (число, связанное с почитанием Богородицы, искупительной жертвой и вечной жизнью).
Центральный раздел сборника автор посвящает русскому оружию и памяти старшего сына, Дмитрия:
Крестом, простёршим руки средь жнивья,
Застыв навек в молчании суровом...
Зачем уходят к звёздам сыновья,
Не одарив отцов прощенья словом?!
Из предисловия мы узнаём, что «из 17 будущих соучеников сына 12 с гордостью носили имя Димитрия, и все знали, в честь кого они были названы». Речь, конечно, о Дмитрии Донском – русском князе, принёсшем нашему народу победу на Куликовом поле.
Вот на бранного поля скатерти
Рати бьются, упор в упор.
И плывёт в небесах – Богоматери
Чудодейственный омофор.
Но редеет дружина Дмитрия,
Изнемогшая от утра.
И, отбросив расчёты хитрые,
Мудрый князь говорит: «Пора!»
Для поэта чрезвычайно важна народная память. Подобно тому, как на древних горных породах сохранились оттиски растений и раковин, строки Андрея Шацкова навсегда запечатлели не просто факты истории – но дух древнего русского воинства, ту атмосферу, в которой жили наши предки.
Мастерски владея техникой стихосложения, создавая невероятно точные, зримые образы, поэт словно восстанавливает, возрождает для нас, современных людей, драгоценную старину. Не случайно сборник «Сказы Куликова поля» был создан при содействии президента литературного фонда «Дорога жизни» Дмитрия Мизгулина и директора музея-заповедника «Куликово поле» Владимира Гриценко. Оформление книги, в котором, в частности, использованы материалы с сайта музея-заповедника, гармонично дополняет её содержание. Читаешь – и, словно в озеро, погружаешься в былые дни, невольно сопоставляя их с современностью.
А боли и печали, надежды и чаяния у русского человека во все эпохи одинаковы.
И пока над Россией звенят стремена,
Да пребудет одна у России потреба:
Чтобы вдосталь хватило на все времена
Благодатного, вольного, синего неба!