
Арсений Замостьянов,
заместитель главного редактора журнала «Историк»
Время безжалостно: годы летят мимо, как скорые поезда, редеет строй фронтовиков, тихо уходят они в историю. Ещё два десятилетия назад в каждом городе их можно было встретить достаточно – бодрых, несгибаемых ветеранов, особенно на парадах, на праздниках. Сейчас уже всё по-другому. Нет уже в живых и боевых товарищей Николая Ивановича Радионова, которые много лет хранили память о своём знаменитом однополчанине...
Николай Радионов родился на Урале, в селе Старо-Першине Дмитриевского сельсовета Мостовской волости Курганского уезда Челябинской губернии – так числилась его малая родина в 1922 году. Сейчас это Курганская область. Как и положено было тогда крестьянину, к семи годам начал работать в поле и в огороде. Читать и считать он выучился в крестьянской школе в соседнем селе Дмитриевке. Любил лошадей, охоту, рос бесстрашным и сильным. Но, пожалуй, «сильнее всех иных велений» юношу притягивали «механические повозки». Словно из сказок. Ему доводилось видеть настоящие грузовики, которые набирали быстрый ход без помощи коней. Он не сомневался: подрастёт – и найдёт работу, связанную с техникой, со скоростью. Это решение ещё сильнее упрочилось, когда Николай впервые прокатился на поезде. С тех пор он не сомневался, что управляют паровозами исключительно мужественные и грамотные люди, способные преодолеть «пространство и простор».
Сомнений не было. Окончив школу, Николай поступил в Курганское железнодорожное училище № 1. Науки штудировал увлечённо, отличался дотошностью и аккуратностью, получил специальность помощника машиниста паровоза. Когда устроился на работу – казалось, что мечта сбылась, и молодой человек навсегда нашёл себя и своё ремесло.
Радионов работал на маневренном паровозе на станции Варгаши, что на Транссибирской магистрали, на линии Курган – Омск. По праву считался передовиком. Крепкий, никогда не боявшийся перегрузок, он быстро усвоил все премудрости ежедневного труда в локомотивной бригаде. Всё поменялось в летнее утро 22 июня 1941 года – для всей страны и для Николая Радионова время мирного труда закончилось.
Машинисты остро требовались тылу. С первых дней Великой Отечественной железнодорожники перешли на военный режим жизни: дисциплина, перегрузки, переработки. От каждого требовалось втрое больше, чем в мирное время.
Тем не менее, даже прекрасно осознавая важность работы машиниста, Николай Радионов стремился на фронт – туда, где парни его поколения каждый день отдавали жизни за Родину. В феврале 1942-го его призвали в ряды Красной армии. Боевое крещение Радионов получил на Волховском фронте, защищал Ленинград. Там же впервые был ранен. После госпиталя сержанта отправили учиться. Радионов по ускоренной программе окончил Ростовское артиллерийское училище, эвакуированное в его родную Челябинскую область, стал офицером, командиром батареи истребительно-противотанкового полка. Через некоторое время в бою под Воронежем снова был ранен и снова вскоре вернулся на фронт. «Похоронен был дважды заживо» – это сказано как раз про таких артиллерийских командиров, как Радионов.
Потом – Курская дуга. Главным тогда было – остановить прорыв немецких танков. Со своей противотанковой батареей Радионов стоял насмерть. Медаль «За отвагу» – самая почётная солдатская награда – тому порукой. И опять – ранение, и опять – возвращение в строй. За успешные бои под Луцком фронтовика-железнодорожника удостоили ордена Красной Звезды.
Время самых сложных испытаний настало для него в 1945 году. В те дни в представлении к награде командиры так описали один из подвигов Радионова: «В боях за населённый пункт Жарки Ченстоховского уезда (Польша) 18 января 1945 года при занятии боевого порядка батареей тов. Радионов встретился с засевшей в траншее группой немцев в количестве 70 человек. Отважный командир батареи открыл огонь из орудий и пулемётов, обратив в бегство всю группу немцев. Свыше 50 фашистов было уничтожено огнём батареи».
В ночь на 24 января батарея старшего лейтенанта Радионова по льду преодолела широкий Одер в районе посёлка Эйхекрид, под Оппельном. Они оторвались от основных сил, форсировали реку в числе первых. Нужно было выдержать шквал немецких атак, устоять в смертном бою. Радионов со своими солдатами действовал уверенно, хладнокровно. Немцы дважды пытались уничтожить батарею, бросая против неё артиллерию и самоходки, почти сутки пришлось сражаться без пополнения и поддержки. Зато огонь батареи Родионова помог переправиться через Одер основным силам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года гвардии старшему лейтенанту Николаю Ивановичу Радионову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Увы, получить эту высокую награду он не успел, только узнал о присвоении. До Победы оставались считаные дни, один шаг после бесконечной череды боёв почти четырёх лет войны. Но уехать с фронта в Москву в те дни было невозможно…
В начале мая шли сражения в районе города Блохвиц в Саксонии, неподалёку от знаменитого «фарфорового» Мейсена. Гитлеровцы цеплялись за каждый рубеж. В последние дни войны они сопротивлялись не менее отчаянно, чем в начале войны, хотя шансов на победу у них не оставалось. Тем не менее большинство немецких солдат дисциплинированно исполняли приказы офицеров и продолжали верить исступлённым речам Геббельса. Многие считали, что главное – не пустить в Берлин Красную армию, а с американцами и англичанами можно будет договориться. Гвардии старший лейтенант Н.И. Радионов участвовал в прорыве оборонительных рубежей противника, форсировал реки Нейсе и Шпрее, в составе своего подразделения громил группировку немецко-фашистских войск под Шпрембергом. Сломив сопротивление немцев, подразделения 5-й гвардейской армии вышли к реке Эльбе и 25 апреля встретились с передовыми частями 69-й пехотной дивизии США.
2 мая, когда в Берлине немцы капитулировали, на саксонской земле, у населённого пункта Блохвиц, командир батареи 235-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 10-й гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады Николай Радионов пал смертью храбрых.

В городе Кургане в 1971 году появилась улица Радионова – она идёт вдоль железной дороги. Его имя носило и Курганское железнодорожное училище, которое окончил герой. Кстати, выпускником этого учебного заведения является и внук Николая Ивановича, ставший, как и дед, машинистом. Особо преуспевающим студентам назначается именная стипендия, названная в честь старшего лейтенанта Радионова. В сквере училища (ныне оно – институт железнодорожного транспорта) к тридцатилетию Победы установили бюст своему знаменитому выпускнику. А в локомотивном депо Курган Южно-Уральской магистрали, в цехе эксплуатации депо, где помощник машиниста Николай Радионов работал до ухода на фронт, в честь Героя Советского Союза открыта мемориальная доска. Его имя также увековечено на памятнике курганским железнодорожникам, не вернувшимся с войны.