Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2015 г.
  4. № 50 (6536) (17.12.2015)
Общество Мнение Человек

Поколение селфи

17 декабря 2015

Нравственное воспитание как сфера услуг

Самой трудной темой в курсе «Педагогика» для меня всегда было нравственное воспитание. Сразу же обнаруживало себя вопиющее противоречие: говорим одно, а жизнь в изобилии поставляет прямо противоположное. Педагоги (из тех, кто ещё стремится «сеять умное, доброе, вечное») вынуждены вступать в единоборство с масскультурой, активно поддерживаемой и распространяемой либералами во власти. Это они разработали и внедрили схемы поддержки аморальной литературы, фильмов о «крутых» подонках и реалити-шоу «без границ». Очень редко речь идёт о состоянии экономики, управления, образования или медицины, гуляют пошлая бытовуха, криминал и секс.

Студентов не спрячешь за стенами аудитории, и оазис нравственного благополучия там не создашь. Они часто спрашивают: почему все наши примеры нравственных подвигов не касаются «верхов», всё больше рядовых граждан, а ещё чаще – из истории войн? Вот в Год семьи, помнится, все СМИ рассказывали именно о том, как «простые люди», да ещё кто победнее, брали чужих детей на воспитание, а руководители всевозможных ведомств и богачи, поратовав с трибун за семейные ценности, всё больше в тот год, как по сговору, разводились. Что нужно было отвечать на вопросы студентов о двойной морали? Что то, что позволено Юпитеру, не позволено его быку? Что нравственность – это для тех, кто не занял «достойного» места под солнцем?

Несколько лет назад одна из моих студенток с факультета менеджмента Ленинградского государственного университета (СПб) писала курсовую работу на тему «Отношение народа к власти в русских пословицах и поговорках». Перерыла всю литературу и положительных примеров не нашла. Может, и прав был народ, наставляя своих детей «выбиваться в люди»? Заметим – выбиваться. Упорным трудом или девиантным поведением выйти из своей среды «не-людей» и попасть в категорию людей. Это перед Богом мы все равны, а не перед земными божками.

За многие годы своей педагогической работы я пришла к выводу: в государстве, построенном на двойной морали, говорить о нравственном воспитании бессмысленно, оно всегда будет сизифовым трудом. Даже в церкви или монастыре быть нравственным непросто. Особенно в век интернета и безудержного селфи.

Призываем воспитывать патриотизм вне нравственности, оторвавшись от неё. Вот тут-то противоречия, как ослиные уши, и торчат. В такой безнравственной среде хотим привить всепрощающую любовь ко всему и всем? Патриотизм опять требуется только от низов? (Это как совсем недавно требовали толерантности только от коренных жителей к гастарбайтерам, не собираясь воспитывать толерантность в самих приехавших). Был абстрактный гуманизм – породили абстрактный патриотизм. Показательно, что не так давно в одном из документов Министерства образования и науки патриотическое воспитание прямо было отнесено к сфере услуг, которые оказывает школа детям и их родителям.

Власть, с одной стороны, постоянно призывает любить Отчизну, с другой – столь же постоянно демонстрирует свою нелюбовь к ней. Два года назад, выйдя на пенсию, мы с мужем решили уехать на малую родину. Мои предки в нескольких поколениях – городские жители, а меня тянуло в деревню (когда-то мечтала быть сельской учительницей). Перебрались в село, жизнь которого наблюдаем с болью. Первое, с чем столкнулись, – с нелюбовью поселян (а их и сейчас здесь более трёх тысяч) к своим местам, своей малой родине. Как только они её ни называют и не перестают удивляться, что мы из большого города «просто так» переехали в «эту дыру», «эту пьянь», «это болото». Они не разделяли нашего романтического восторга от прекрасной природы, богатой и не менее красивой (до нынешнего времени) истории. Пожив здесь какое-то время, я начала их понимать.

Нельзя любить такой застой и развал, нельзя любить деградацию и загнивание. Ностальгия по советским временам обоснованна: были прибыльные фабрика и колхоз, которые давали работу, ухаживали за поселением, организовывали досуг. Была – нет, говорят селяне, кипела – жизнь. А нынче всё в запустении, фабричные здания растащены по кирпичику, село погрязло в мусоре, молодёжь ездит на заработки в Москву. А чем не возврат к крепостному праву – нужда заставляет работать за пять-семь тысяч рублей.

За два с лишним года, что мы здесь живём, ровным счётом ничего для людей не делалось. Если не считать «оптимизации» инфраструктуры, рабочих мест и уменьшения зарплат. Кто-то село умышленно делает депрессивным, чему очень сильно помогает местная власть. Дорогу на нашей улице, ведущей к школе, летом засыпали камнями из карьера, кое-как примяв середину и оставив глыбы на обочинах. Теперь проехать на машине к дому нельзя. Невозможно и ходить. Ни по обочинам, ни по центру дороги, – ноги переломаешь. Обращение в местную администрацию ничего не дало: улыбаются, обещают, даже сроки назначают, но… тишина. Ничего не дало и письмо в райцентр… тоже – «разберёмся».

Как учителям говорить о любви к такой малой родине? Местные жители не уважают власть, считают её ленивой, безответственной и, увы, обманно-воровитой. Спрашивается, кто и сколько получил за такой ремонт дороги? Неужели трудно было эти же булыжники раздолбить для безопасной ходьбы и езды? Какие дополнительные средства здесь нужны, кроме честного выполнения своих обязанностей?

Пора в детях опять воспитывать общественную активность и борцовские качества, способность побеждать инерцию власти и созидать. Однако моё предложение заняться этой темой было отвергнуто руководством областного Института повышения квалификации работников образования под предлогом её… неактуальности. Как без дела стать нравственным?

Патриотизм – это не только разговор о чьих-то геройствах, это прежде всего дело. Полезное для тех, кого любишь, кого бережёшь, за кого болеешь. И когда люди видят, что те, кто призывает к патриотизму, сами не совершают добрых дел, они просто опускают руки, погружаются в полное безверие и пассивно ждут, когда всё это закончится и начнётся нормальная жизнь. Хотя бы не хуже советской. А тех, кто, ничего полезного не делая, лишь болтает о патриотизме, создаёт подобие общественных организаций и так называемых движений, уже назвали самым нелестным образом: патриотами площадными, митинговыми, безродными, кухонными, патентованными, показными, проплаченными и даже гламурными и лубочными. Уточняющих понятий только в печати я набрала более тридцати. И совсем не появилось новых позитивных характеристик деловых и реальных патриотов.

Более чем печально всё это. Вот уже и Родину перестаём любить, включая и её историю, и её язык. Это последнее, что ещё осталось у нас, «простых россиян», за что можно держаться как за соломинку, что можно и нужно защищать. Перебежчиков и предателей много, но и верных Отечеству ещё немало. Любовь к родному пепелищу теплится и ждёт своего часа. Нужно параллельно выстраивать своё, народное воспитание как противостояние злу. Разве у нас есть иной выход?

Валентина БЕЗРУКОВА, доктор педагогических наук, посёлок ЯЗЫКОВО, Ульяновская область

Тэги: Самосознание
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Желание быть русским-11

    11.07.2018
  • Желание быть русским-10

    04.07.2018
  • Желание быть русским - 9

    27.06.2018
  • Желание быть русским - 8

    13.06.2018
  • Лихие или ленивые?

    23.05.2018
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Эпитафия на могиле российской интеллигенции

    146 голосов
  • Желание быть русским - 2

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS