Арсений Замостьянов,
заместитель главного редактора журнала «Историк»
28 марта 1899 года после тщательных испытаний был торжественно открыт железнодорожный мост через бурный Енисей, сделавший наконец возможным регулярное сообщение между Красноярском и Иркутском. Когда первый поезд с пассажирами въехал на него и под крики «Ура!» преодолел все шесть пролётов, радостная толпа подхватила с насыпи распорядителя работ – инженера-механика Евгения Карловича Кнорре и принялась качать...
Будущий покоритель российских рек был тринадцатым по счёту ребёнком в семье выдающегося астронома Карла Христофоровича Кнорре – основателя и бессменного директора морской обсерватории в Николаеве. Родители быстро заметили интерес сына к технике и отправили его сначала в Берлин – учиться в ремесленной школе, а потом в Высшую техническую школу Цюриха. Получивший отменное образование молодой человек вернулся на родину с дипломом инженера-строителя, способным хоть немного решить для страны проблему дефицита технических кадров. В то время главной задачей империи стало строительство железных дорог. Чтобы реализовать планы по возведению стальных магистралей, требовались инженеры с творческой жилкой и мощной энергией. Кнорре как раз и приехал в Россию с нужными идеями – он был готов усовершенствовать технологии строительства железнодорожных мостов. Более сложную инженерную проблему тогда было трудно представить.
Первый железнодорожный мост, в строительстве которого участвовал Кнорре, пролегал через Днепр в районе Кременчуга. Евгений Карлович тогда был техником по кессонным работам. Новую методику в данной области незадолго до этого предложил инженер Владимир Березин, ставший одним из наставников Кнорре. Совершенствуя свой метод, они построили мост через Волгу в Сызрани, в то время – самый протяжённый в Европе. А в 1881 году по приглашению Березина Кнорре принял участие в возведении моста через Днепр в Екатеринославе. Вскоре уже все инженеры-конструкторы считали за честь работать с Евгением Карловичем, досконально знавшим специфику строительства железнодорожных мостов.

В 1894-м Кнорре доверили пост руководителя сооружения всех мостов Транссиба. Предстояло соорудить 34 моста через Томь, Яю, Кию, Кемчуг, Чулым, Енисей – великие реки сурового региона. Масштаб работ и ответственности был колоссальным, ибо железнодорожные трассы стремительно меняли не только экономику, но и всю жизнь Сибири. «Медвежий» охотничий край стал оживать, а Транссиб должен был превратить его в индустриальный центр, влияющий на развитие всего государства.
Кнорре пришлось руководить строительством в экстремальных условиях – доставлять в Сибирь всё необходимое было непросто. Летом 1894 года инженер основал на станции Поломошная, на берегу Томи, первые мостостроительные мастерские. Это решение чрезвычайно помогло реализации проекта.
В августе того же года началось возведение моста через Енисей в Красноярске. Уникальный проект инженера Лавра Проскурякова получил международное признание ещё до того, как начались работы. На этом объекте трудились десятки тысяч людей, массу инноваций удалось внедрить тогда инженерам! В первую очередь можно отметить метод сборки больших ферм на берегу с последующей продольной надвижкой многотонных конструкций на опоры. Такую технологию, по замыслу Кнорре, применили зимой, когда реку сковывал лед. Передвигали мостовые фермы при помощи точёных цилиндрических роликов, заложенных между рельсовыми путями. Многие поначалу скептически относились к этой затее, но всё получилось безукоризненно. Огромные металлические конструкции соединялись заклёпками, в них не было ни одного болта. Сотни тысяч заклёпок кузнецы отливали под руководством Кнорре прямо на берегу Енисея

Строительство, за которое и отвечал Евгений Карлович, завершилось в рекордные по тем временам сроки – менее чем за три года: движение по нему началось, как уже было сказано, 28 марта 1899 го. Год спустя, когда по мосту уже ходили поезда, проект Проскурякова–Кнорре удостоили Гран-при и большой золотой медали Всемирной выставки в Париже «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Красноярцы прозвали этот мост Царским…
По окончании строительства Кнорре утверждал: «Мост через реку Енисей мной заложен с запасом прочности в 52 раза, дабы Бог и потомки никогда не сказали обиды мне». В ЮНЕСКО красноярский железнодорожный мост признали вершиной человеческой инженерной мысли. Он упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов», изданной в 1991 году в США, в разделе «Россия», наряду с Кремлём и дворцовым ансамблем Петергофа. Это действительно уникальный проект. И главное – блестяще реализованный. В этом можно было убедиться и в наше время: эффектный «киногеничный» мост «снялся» во многих фильмах.
Увы, в начале XXI века железная конструкция выработала-таки свой ресурс. Мост пришлось разобрать. Наверное, это было необходимо, но всё-таки печально, что его ни в каком качестве не сохранили… Хотя бы как музейный экспонат под открытым небом.
Евгений Кнорре вместе с инженером-архитектором Петром Балинским в 1902 году стали соавторами первого серьёзного (хотя, как известно, и несостоявшегося) отечественного проекта метрополитена. Они подали великому князю Сергею Александровичу, тогдашнему московскому генерал-губернатору, записку «о сооружении в Москве внеуличных железных дорог большой скорости». Инженеры были готовы даже вложить в это дело собственные сбережения, однако и великий князь, и Московская городская управа, и железнодорожная комиссия проект отклонили. В том числе по причине того, что строительство надолго парализовало бы жизнь в Москве, а улицы и площади Белокаменной пришлось бы перегородить эстакадами. Словом, в то время Москва ещё не была готова к строительству подземки. Пройдёт ещё два десятилетия, прежде чем «сказка станет былью».
С 1908 года и до самой смерти Кнорре читал лекции студентам Высшего технического училища (ныне – Бауманский университет) в Москве. Воспитал десятки выдающихся инженеров, проявивших себя на строительстве железнодорожных магистралей. В 1911 году он запатентовал технологию совмещения кессонных работ с одновременным искусственным понижением подземных вод и даже успел воплотить свои новые задумки на практике – при строительстве моста в Барнауле, в 1914 м. В то время он уже нечасто отправлялся в долгие командировки: возраст больше располагал к теоретическим лекциям и семинарам.
Выдающийся инженер умер в 1917 году. Спасая человека, попавшего под трамвай, он получил травму, от которой не оправился. Евгению Карловичу шёл семидесятый год.
Всю жизнь Кнорре отдал железным дорогам. Вокруг мостов, которые он построил, выросли города и заводы. Его имя не забыто, открытия ещё долго применялись при строительстве железнодорожных путепроводов, а на чертежах и технических решениях и сегодня воспитываются толковые инженеры.