
Смелый побег из академического гетто
Алексей Кыласов использует оригинальную методологию, где не просто синтезирует антропологические, исторические и философские факты, теории и концепции, а намеренно стирает границы между научными дисциплинами, (сплавляя их методы и фактологию в единое целостное повествование). Это уже даже не междисциплинарность, а скорее постдисциплинарность.
Такой подход позволяет увидеть связи между древнегреческой палестрой, персидскими домами силы «зурхане», индийскими гурускулами, школами единоборств в буддийских монастырях Китая и современным фитнес-залом, между римскими банями и современной концепцией гигиены, между философскими диспутами и телесными практиками боевых искусств, ускользающими при традиционном академическом анализе. Это возвращение к Аристотелю в самом подходе к научному знанию.
Традиционная наука до сих пор пользуется «тезаурусом», придуманным древними греками, и выйти за его пределы, по мнению Алексея Кыласова, невозможно – они заложили основу всего, что мы продолжаем комбинировать, сочиняя современные понятия, среди которых акробатика, анатомия, биология, биополитика, гастрономия, генетика, гимнастика, некрополитика, педагогика, поликлиника, психиатрия, талант, схема, физиология, хореография, школа, как он пишет в своём телеграм-канале.
От оков плоти к «телесной демократии»
Тело живое и мёртвое
Особую ценность представляет анализ не только «живого», но и «мёртвого тела». Некрополитика рассматривается автором как неотъемлемая часть политики тела, что позволяет создать полную картину – от рождения до смерти, от контроля над здоровьем населения до управления памятью предков.
Актуальность «Политики тела» сложно переоценить. Мы живём в эпоху, когда тело стало не только товаром и средством производства, но и главным фактором социальной репрезентации и управления социумом. Власть над телом даёт политическую власть над умами и душами. Отсюда всё большее распространение получают формы подчинения и трансформации физической природы тела: биохакинг, пластическая хирургия, ЗОЖ, и трансгендерные переходы.
Недавняя глобальная пандемия коронавируса COVID-19 ярко продемонстрировала, как власть осуществляет биополитический контроль – от масок до вакцин. Многочисленные ожесточенные споры о гендере, бодипозитиве, культурной апроприации в йоге или фитнесе – это и есть современные «битвы за телесную демократию». И книга Алексея Кыласова дает мощный ключ к пониманию этих процессов. Автор предоставляет широкий исторический контекст, без которого эти дискуссии – не более чем бесплодные столкновения мнений.
«Политика тела» Алексея Кыласова – это не просто книга, а интеллектуальное событие. Это смелая и невероятно богатая идеями работа, которая заставляет пересмотреть всё, что мы знали о своём теле и его месте в истории и культуре. А ещё в ней немало провокаций, начиная с пальца правой руки Галилея, о котором Алексей Кыласов пишет, что «он был настолько крут (используя современную лексику), что даже после смерти его средний палец остаётся поднятым вверх, поскольку сейчас этот жест воспринимается нами как выражение активного несогласия», и Галилей продолжает нас мотивировать к непокорности и бескомпромиссному заявлению личного мнения, поскольку «он прошёл через два суда инквизиции с вынужденным раскаянием, но остался верен своим убеждениям», заявив, «и всё-таки она вертится!»
Важно отметить, что, несмотря на небольшой тираж, книга доступна каждому. Автор выложил PDF-файл в открытый доступ на своём сайте. Этот жест – продолжение философии диалога и демократизации знания, которое пронизывает всё содержание работы Алексея Кыласова. Подобная интеллектуальная щедрость – не просто красивый жест или маркетинговая уловка, а актуальная практика «телесной демократии» в мире идей.
Книга может быть интересна и полезна в первую очередь историкам, философам, культурологам, антропологам, спортсменам, практикам телесных дисциплин и всем, кто хочет понять, как наше тело стало тем, чем оно является сегодня, какой властью над ним мы на самом деле обладаем, и какой властью над нами обладает оно.