Леонид Палько. С охотой по жизни. Опыт, впечатления, размышления. – М.: Вече, 2020. – 296 с.: ил.
Настоящее издание является продолжением книги Леонида Палько «Я живу охотой…», вышедшей в 2015 г. и давно ставшей библиографической редкостью. Названия обоих томов говорят сами за себя. Но мы в этой рецензии будем рассуждать именно о свежеизданной книге. Для красоты слога я несколько преуменьшил в названии оружейный стаж Палько. Ведь он, по его собственному признанию, первый выстрел из ружья сделал в пятилетнем возрасте, а в шесть лет уже добыл свою первую утку. Следовательно, оружие он держит в руках уже около 60 лет! Надеюсь, он на меня за это не обидится.
Пишущие люди знают Леонида Палько как крупного издателя, вице-президента Российского книжного союза, секретаря Союза писателей России и журналиста. Для учёных и общественников он в первую очередь доктор наук, защитник природы, щедрый меценат и горячий патриот своей страны. А вот в охотничьей среде Леонид Леонидович является, безусловно, культовой фигурой. Это один из самых прославленных российских добытчиков, хорошо известный и признанный профессионалом высочайшего уровня не только в нашей стране, но и за рубежом.
Перечислять его трофеи, а также награды от различных стрелковых ассоциаций, союзов или редакций, рассказывать о видах охот, которые он освоил, можно было бы очень долго. Впрочем, он сам прекрасно справляется с такой задачей, увлекательно повествуя обо всём этом в своей книге, не скатываясь, однако, в самохвальство. Отметим важный момент: ему больше интересен сам процесс, нежели конечный результат, который часто непредсказуем, ведь охота, как известно, не магазин. Тем и интересна данная книга, что автор не просто отчитывается о своих многочисленных достижениях, но и делится с читателями огромным опытом.
Поохотившись в полусотне (тут я в качестве компенсации за предыдущее преуменьшение стажа немного польщу Леониду Леонидовичу) стран мира, Палько сделал немало открытий, интересных нашему брату добытчику. И речь не всегда идёт о загранице, а довольно часто о родном отечестве. Вот довольно любопытное его наблюдение: «На охоте в Хабаровском крае я с некоторым удивлением узнал, что там есть медведи сравнительно небольшие по общим размерам, но с очень большой головой. Причём это не редкость, а некоторая закономерность, для них даже есть свое название – «головастики». Так вот, трофейные охотники предпочитают именно таких «монстров», поскольку системы измерений хищников ориентированы на размеры черепа. То есть взять можно совсем не крупного зверя, но при этом попасть в ТОП-10 трофейной книги».
Палько дважды брал «большую африканскую пятёрку»: слон, носорог, буйвол, лев, леопард. При этом не просто стрелял зверей, какие попадутся, но старался не повторяться, например: слон лесной, но и саванный, носорог как белый, так и чёрный, и т.д. Таким результатом мало кто может похвастаться и в России, и за пределами нашей страны. Однако не все в курсе, что трофейная охота способствует сохранению редких и вымирающих видов зверей. Ведь отстреливаются в основном самцы нерепродуктивного возраста, а немалые деньги, уплаченные за сафари, идут затем на содержание национальных парков, на медикаменты для животных, на зарплату обслуживающему персоналу, на вооружённую охрану… Именно благодаря трофейным охотникам удалось сохранить немало вымирающих или стоящих на грани истребления видов! Нередко известные охотники и становились инициаторами создания заповедников; не будь этих энтузиастов – местное население покрошило бы в капусту всю крупную живность.
Каждая новая страна – это свои нравы, специфические законы и особое отношение к зверю. Книга Палько – ещё и замечательный путеводитель, благодаря которому можно многое узнать о далёких землях, даже если вы и не собираетесь там охотиться. Ведь охота – это не обязательно стрельба, но часто и опыт познания мира, открытия чего-то неизведанного, постановка перед собой серьёзных целей, которых не так-то легко достичь неподготовленному или нерешительному человеку, да просто общение с интересными людьми, представителями других культур и уникальных цивилизаций.
Леонид Палько легко опровергает устоявшиеся в обществе штампы – например, о том, что охота способствует уменьшению численности зверя. На своём личном примере он показывает, что это совершенно не так. Взяв некогда в аренду на 49 лет пустой лес в Рязанской области и основав там охотхозяйство, Палько добился замечательных результатов. Одних зверей они с партнёрами завозили, других старательно разводили, подкармливая и подлечивая. Всё это, разумеется, на свои деньги. И лес ожил! Зверя там теперь хватает всем. Охотятся не только приезжие, но и местные. При этом у многих местных жителей, сидевших годами без дела, появилась возможность поработать егерями, загонщиками, водителями, сторожами. Ну и кто после этого бросит камень в охотников, кроме разве что малообразованных и предвзятых «любителей природы»?
Палько не столько полемизирует с «зоозащитниками», сколько пытается донести свои мысли до вменяемых, но заблуждающихся или обманутых людей: охотники – не враги природы, а первейшие её защитники. Запретить охоту сегодня – и завтра некому будет регулировать численность зверя, отстреливать его во время вспышек бешенства, защищать в хозяйствах скотину от хищников, а порой и спасать человеческие жизни. Об этом, кстати, постоянно говорит и знаменитый знаток и ценитель природы Николай Николаевич Дроздов, о котором как о своём давнем приятеле Леонид Палько с большой приязнью отзывается в книге.
О причинах нападок на охотников и охоту в целом Палько размышляет долго: это и повсеместная пропаганда пацифизма, и нелепая мода, заключающаяся в отказе от мужественности. Но в то же время это и самоустранение государства в столь важном вопросе. Русские цари, пишет он, могли быть страстными добытчиками, а могли относиться к этому занятию вполне равнодушно – но никто из них не был противником охоты. То же самое касается и советских руководителей. «Нынешний президент, увы, скрывает своё позитивное отношение к охоте, и это создаёт питательную среду для роста антиохотничьей плесени», – заключает Палько.
Он напоминает, какой огромный вклад внесли охотники в победу в Великой Отечественной войне. Одни, получив бронь, оставались в тылу, чтобы заготавливать мясо и кормить голодающее население, а также добывать ценный мех для продажи за рубеж, что в те годы являлось немалым подспорьем для государства. Другие отправлялись на фронт, где выступали в качестве разведчиков, следопытов, диверсантов и, конечно, снайперов. Но и те, кто волею судьбы оказался на оккупированных территориях, не сложили руки, а пошли в партизаны и, прекрасно ориентируясь на местности, сумели найти применение своим навыкам. И кто знает, как бы оно всё могло повернуться, если бы не наши охотники.
Местами книга читается как страстный манифест в защиту охоты. «Мой дед приехал в Сибирь по столыпинской аграрной реформе… Мой дед был охотником, и я должен за это извиняться перед нынешними трансвеститами и геями?» – задаётся Палько вопросом. И продолжает: «Мой дед по материнской линии тоже был охотником. Мой отец воевал, был охотником. Мой брат охотник. Все мои друзья и соседи были охотниками, и мы, мальчишки, гордились этим. Мы гордились тем, что наши предки – настоящие мужики! А сейчас мы начинаем стесняться того, что сами выросли мужиками…»
Я писал вначале, что предыдущая книга Леонида Палько давным-давно разошлась; теперь найти её можно разве что на каких-нибудь букинистических сайтах. Та же счастливая участь постигла и новое издание, которое полностью раскупилось менее чем за год. И у меня к издательству «Вече» только одна претензия – почему тираж всего 1000 экземпляров? Аналогичные книги должны выпускаться куда большими тиражами и долго находиться в свободной продаже. Твёрдая обложка, множество красочных фотографий, глянцевая бумага – это издание послужит как отличным подарком, так и источником ценной информации. Книга представляет интерес и для любознательных читателей, и для рядовых охотников, и для таких, как я, поклонников подобной литературы. А меня трудно чем-то удивить.